Завтра десятый год с начала строительства метро в Челябинске.
Десятый грустный праздник метростроевцев, потому что, несмотря на все
их старания, на упорство и выживаемость при минимальном финансировании,
как не было в городе метро, так его и нет.
В начале 80-х годов специалистами двух ведущих школ метростроения,
московской и ленинградской, были выполнены расчеты, которые показали,
что к 2000 году транспортные проблемы Челябинска не решить без строительства
метрополитена. Мнение специалистов было учтено, и в 1985 году в Челябинске
родилось постановление "О мерах по дальнейшему развитию городского
хозяйства", которым и предусматривалось строительство метро. Подготовительные
работы для строительства метрополитена начались в 1992 году.
В самом начале развертывания метростроительных работ
будущее Челябинска виделось с разветвленной сетью метро. В первой линии
строительства станциями Пр.Победы - Торговый центр - Пл. Революции - Комсомольская
площадь - Тракторозаводская (на повороте к аэропорту) планировалось связать
северо-запад и Тракторозаводский районы. Во второй и третьей линиях посредством
метро приблизить отдаленные ЧМЗ и Ленинский районы, северо-восток и автомеханический
завод. Об этом рассказывалось губернатору области, когда он в апреле 98-го
года в первый раз побывал на метрострое. Тогдашний начальник управления
строительства N30, тоннельного отряда N45 Сергей Кулаков рассказывал журналистам,
что при регулярном финансировании уже в 2001 или 2002 году с проспекта
Победы до ЧТЗ можно будет доехать на метро за 10-15 минут. Тогда губернатор,
спустившись под землю, и посмотрев, как идет работа, сказал: "Сегодня
ведется стройка метро. Да, дорогая, да, непростая. Но как бы трудно ни
было, ее надо продолжать. Она нужна не ради престижа, а ради удобств,
ради жизни южноуральцев".
С того времени губернатор области больше ни разу не удостоил
своим вниманием метростроевцев, а мэр города и вовсе на метрострое не
был.
Тоннельный отряд N 45 канул в Лету. Структура метростроя
изменилась. В 2000 г. было введено конкурсное управление тоннельным отрядом.
После чего появилось новое предприятие, акционерное общество "Челябметрострой".
Количество работающих на нем сократилось больше чем на половину, как сократилось
и финансирование и первая линия будущего метро. Про вторую и третью очереди
речь уже не идет. Построить бы пусковой комплекс хотя бы из трех станций
"Торговый центр", "Площадь Революции" и "Комсомольская
площадь".
Сегодня в городах России строится двенадцать метрополитенов.
Теперь по уровню финансирования Челябинск находится на 11 месте, за нами
одна Самара. А в недалеком 98-м году наш город по уровню финансирования
стоял на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Из-за недофинансирования
строительства метрополитена, по подсчетам генерального директора "Челябметростроя"
Константина Абрамчука, пусковой участок из трех станций появится в Челябинске
не раньше, чем через 30 лет. Так будет, если местные власти будут выделять
средства в таком же объеме, как, к примеру, в прошлом году - около 12
миллионов в год. А если говорить про намеченную (и уже неоднократно пересмотренную)
программу запуска метро к 2007 году, то для этого надо каждый год из бюджетов
всех уровней вкладывать в строительство 600 миллионов. Раз уж назвался
груздем:
Совершенно очевидно, что с метростроением в Челябинске
нужно что-то решать. Законсервировать строительство не имеет практически
никакого экономического смысла. Потому как поддерживать законсервированные
площадки стоит столько же, сколько содержать работающие, ну, может миллионов
на 50 дешевле. А это в масштабах такого строительства не деньги. Тем более
что работающее предприятие метростроя приносит в город и область реальные
деньги в виде приличных налогов, рабочих мест (с метростроителями работает
около 200 местных предприятий) и федеральных денег, которые работают на
нас, на наш город. С федеральными деньгами, кстати, ситуация такая. Финансирование
строительства метро ведется из расчета 50% на 50%. Половину дает федеральный
бюджет и оставшиеся 50% делят между собой городской и областной бюджеты.
В прошлом году дело чуть было не дошло до того, что хотели пересмотреть
проценты финансирования в таком соотношении: 80% денег должны были бы
давать местные бюджеты и оставшиеся 20% добавляла бы Москва. Хорошо, что
до такого не дошло, высокие руководители сумели договориться. При ином
раскладе челябинские метростроевцы лишились бы последнего - надежды на
будущее. За прошлый год Москва полностью выполнила свои обязательства
и на строительство челябинского метро перечислила 103 миллиона рублей,
областной бюджет выделил 10 млн.руб., городской 1млн.850 тыс. руб. Пока
что представителям челябинских метростроитлей удается лоббировать интересы
нашего метростроя в Москве, и федеральные деньги к нам поступают. Но так
не может продолжаться бесконечно. Ведь объем федерального финансирования
зависит от объемов местного финансирования. Проще говоря: если вам метро
не надо, то почему это должно быть нужным Москве? У нее своих "дыр"
хватает.
В конце декабря в Москве, в Минтрансе, прошло обсуждение
программ строительства метрополитенов в России. На этом совещании была
обозначена позиция Минфина, Минэкономики и Госстроя России: контроль за
финансированием строительства метрополитенов будет ужесточен, и если какой-то
регион не будет выполнять условия постановления правительства о финансировании,
то федеральная власть попросту будет отдавать деньги более оборотистым
и заинтересованным - таким, как Казань. У которой бюджет на строительство
метро на 2002 год составляет около одного миллиарда трехсот миллионов
рублей, из которых 800 миллионов - местные, казанские средства. А в Челябинске
к середине января не был даже утвержден бюджет на 2002 для метростроевцев.
"По моим "разведданным", городской и областной бюджеты
хотят нам дать на этот год по 4 миллиона, - говорит Константин Абрамчук.
- Но для того чтобы сдать к 2007 году пусковой комплекс из трех станций,
на этот год нам надо было выделить порядка одного миллиарда 350 миллионов
рублей". В той же Казани на строительстве метро трудится около двух
тысяч человек (у нас осталось 350, включая руководство и бухгалтерию).
Вот в Казани метро будет построено к 2005 году, а у нас дай Бог, к 2032
году запустят три станции. А если следующие руководители города и области
будут такими же не заинтересованными в метро, как и нынешние, то у местных
журналистов на ближайшие 30 лет будет долгоиграющая тема для материалов
о метрострое - долгострое.
Марианна Шамина
30 января 2002 г.
Газета "Аргументы и факты - Челябинск"
|