У Перми есть реальная возможность получить своё метро уже к 2015 году.
При комитете по архитектуре и градостроительству обладминистрации
создана рабочая группа "Пермский метрополитен", призванная заниматься
подготовкой к этой грандиозной стройке.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
насчитывает уже 25 лет.
В 1976 году Совет министров СССР рассматривал глобальные
планы сохранения населения во время катастроф, что было весьма актуально
в период "холодной войны" и осязаемой ядерной угрозы. Именно тогда и появился
первый проект строительства метрополитена в городах-"миллионниках", в
том числе в Перми. Трест "Новосибирскгражданпроект" подготовил проект
строительства двух линий метро: первой - по левому берегу Камы, и второй
— на правый берег.
Вскоре Пермь стала действительным "миллионником" и в
1982 году уже другой трест — "Ленметрогипротранс" — подготовил первое
технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этих линий: геологические
изыскания, способы прокладки тоннелей, особенности конструкций и т. д.
С тех пор и по сей день Пермь входит в федеральную программу строительства
метрополитенов до 2020 года. Более того — при принятии бюджета в соответствующей
строке финансирования она тоже все эти годы значилась.
Другое дело - такое строительство не были готовы начать
в самом городе: не существовало наработок по организации такого вида строительства,
считалось, что нет нужных специалистов, то да се... В общем, никто этим
по большому счету и не занимался. Считалось, видимо, что и без метро проблем
хватает. Кстати сказать, и сейчас от этой идеи многие пермяки почему-то
отмахиваются: "Да бросьте вы, все это — бред!", словно не в большом промышленном
городе живут. Но об этом — чуть позже.
В прошлом году соответствующим распоряжением глава правительства
Михаил Касьянов подтвердил перспективный план строительства метрополитена
в Ростове-на-Дону и Перми с финансированием из федерального бюджета на
60%. Остальные 40% отдается "на откуп" регионам. Учитывая серьезность
рассматриваемых сумм, регионы запросто могут "не потянуть" даже эти 40%.
Поэтому в конце апреля в Санкт-Петербурге состоится расширенное заседание
рабочей группы под председательством того же М. Касьянова, на котором
будут рассматриваться вопросы строительства и финансирования метро. В
том числе - возможность финансирования из федерального бюджета уже на
80%.
ПЕРМСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
для того, чтобы компетентно рассматривать проблему на
месте, на самом деле имеются.
В 1999 году была создана инициативная группа "Пермский
метрополитен" из пермских ученых-горняков, технологов, инженеров-геологов,
которые трудятся сегодня в других отраслях, а некоторые — на строительстве
метро в других городах, например, в Казани. Координацию работы группы
осуществляет Юрий Рейхардт; за ее работой следит обладминистрация в лице
вице-губернатора Игоря Шубина.
Задача группы — подготовить максимально точную и детальную
документацию, которая доказала бы необходимость внесения Перми в план
финансирования строительства метрополитена уже в будущем году. Это позволит
в 2002 году получить средства на проведение ТЭО и создание проекта. Не
попасть под финансирование в очередной раз будет чрезвычайно обидно, считает
Ю. Рейхардт. Ведь, помимо того, что метро строится уже в таких городах,
как Красноярск, Казань, Челябинск, Омск, Уфа, и Пермь на этом фоне выглядит
несколько "отсталой", город проходит мимо реальных и больших денег, которые
позволят значительно расширить деятельность многих пермских промышленных
предприятий и обеспечить работой, по предварительным оценкам, более 5
тыс. человек! Кроме того, метро — это стройка перспективная, не прекращающаяся
в принципе, а значит, — буквально новая отрасль экономики региона.
Сегодня подготовлены "Основные предложения по созданию
концепции строительства метрополитена в Перми". Согласно этому документу
предлагается новый подход к сооружению метро — не из двух линий, как рассматривалось
в "те ещё годы", а из трёх. К тому же, в отличие от советской концепции,
современная предлагает комплексный подход к вопросу.
Освоение земельного пространства, говорится в "предложениях",
подразумевает использование всех преимуществ подземного расположения объектов
городской инфраструктуры — подземных стоянок, объектов торговли и сферы
услуг: все киоски и палатки, уродующие сегодня центральные городские площади,
можно будет смело убрать под землю, где помимо прочих выгод их работы
— постоянные климатические условия.
Ожидается, что комплексное освоение подземного пространства
на основе строительства метрополитена обеспечит прирост земельного налога,
повысит стоимость земельных участков по линии метро, улучшит экологическую
обстановку и безопасность движения в районе трассы метро. Ежегодный экономический
эффект от работы только первой очереди метрополитена и объектов подземного
пространства должен составить не менее 400 млн рублей в ценах 2000 года.
Кроме того, понятное дело, — престиж региона и повышение его инвестиционной
привлекательности значительно возрастут.
Но главное - это решение транспортной проблемы.
Юрий РЕЙХАРДТ, координатор группы "Пермский метрополитен":
— Уже сегодня подвижной состав наземного транспорта Перми
— на грани срыва. Строительство новых путепроводов не решает этой проблемы.
Когда мы анализировали состояние нашего транспорта, то подсчитали, что,
например, по одной из наиболее оживленных трасс нашего города — Комсомольскому
проспекту — пассажиропоток в часы пик составляет около 30 тыс. человек.
А метро в городах начинают строить при показателе в 12 тыс. человек! То
есть пора, наконец, осознать, что мы - крупный промышленный город и нам
метро давно необходимо.
В этой связи несколько озадачивает позиция многих горожан,
которые, по идее, должны быть заинтересованы в появлении метро больше
всего. Но несмотря на уникальную возможность, предоставляющуюся нам сегодня,
какой-то гражданской активности со стороны пермяков нет. И это очень странно.
Скажу больше - это опасно, так как горожанам и, прежде всего, организациям
подобного профиля, нужно готовиться к этому строительству. Еще не утверждена
документация, а строить пермский метрополитен уже рвутся москвичи, свердловчане.
Если мы не будем готовы, то опять получится, как на строительстве тоннеля
в районе Локомотивной: на объекте работал кто угодно, только не пермские
строительные организации. Придут другие и с радостью заберут столь мощный
заказ, можно не сомневаться...
АРГУМЕНТЫ "ПРОТИВ",
звучавшие раньше и звучащие сейчас, сводятся, по большому
счету, к двум: это наличие подземных вод и твердость породы. Однако практика
строительства метрополитена показала всю несостоятельность этих аргументов.
В Питере, например, подземных вод тоже хоть отбавляй,
однако тамошнее метро живет и развивается. В Екатеринбурге породы ничуть
не мягче пермских будут, а тоже - ничего, построили. А уж если вспомнить
города Ташкент, Алматы с их сейсмической активностью, или Челябинск, где
строительство ведется буквально в песке, то даже неспециалисту становится
понятно, что в Перми строить такого рода сооружение - ничуть не труднее.
Приводятся и другие доводы. Правда, они не технического,
а скорее политико-спекулятивного свойства. Вроде того, что много еще у
нас голодных и лучше бы заняться ими. Здесь, наверное, все понятно. Если
придерживаться такой позиции, справедливо считает Ю. Рейхардт, то федеральные
деньги, запланированные на строительство метро, попросту "уйдут" в другие
города, и мы в очередной раз останемся "с носом". А ведь организацией
этого строительства как раз и можно сделать огромный и важный шаг в деле
трудоустройства, например, кизеловских шахтеров.
Так что аргументов "за" - куда больше.
ПО ПЛАНУ
пермское метро будет выглядеть так. Одна из линий будущего
пермского метрополитена с условным названием "Индустриально-Мотовилихинская"
пройдет в плотно застроенной части города по осям главных транспортных
потоков, пересекая важнейшие пассажирские пункты: микрорайон Нагорный,
проспект Декабристов, улицу Стахановскую, Центральный рынок, центр, Речной
вокзал и дальше - в Мотовилиху.
Так называемая "Левобережная" линия пересечет город в
широтном направлении. Трасса начнется в жилом массиве Заостровка. Далее
- проспект Парковый, железнодорожный вокзал, рынок, Комсомольская площадь,
жилые массивы Свердловского района, Садовый и микрорайоны Ива 1-4. В перспективе
линия может быть продлена по схеме "облегченное метро" через мостовой
переход в Заостровке в Закамск.
Линия с рабочим во всех смыслах названием "Заводская"
пройдет вдоль Компроса, начинаясь в центре. Затем повернет в зону крупных
предприятий - "Пермские моторы", "Инкар", охватывая микрорайоны Крохалева,
Солдатова и пункт пересадки на железную дорогу Бахаревка. В перспективе
она может быть продлена до микрорайона Липовая Гора.
Срок, в который пермяки при удачном раскладе смогут получить
первые станции метро, - это, по расчетам группы "Пермский метрополитен",
ориентировочно 2015 год. Если в 2002 году будет достигнуто принципиальное
решение и Пермь получит финансирование, то приблизительно 3 года уйдет
на подготовку к строительству, проектные работы и пр. В 2005 году оно
начнется и через 7-8 лет появятся первые 6-7 перегонов, а затем - станций.
Так что, подбирая сегодня место жительства, сверьтесь
по карте: вполне возможно, что потом вы сможете гордо указать в объявлении
о смене квартиры: "В нескольких минутах ходьбы от метро".