Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Пермское метро: последний шанс.

У Перми есть реальная возможность получить своё метро уже к 2015 году.

При комитете по архитектуре и градостроительству обладминистрации создана рабочая группа "Пермский метрополитен", призванная заниматься подготовкой к этой грандиозной стройке.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

насчитывает уже 25 лет.

В 1976 году Совет министров СССР рассматривал глобальные планы сохранения населения во время катастроф, что было весьма актуально в период "холодной войны" и осязаемой ядерной угрозы. Именно тогда и появился первый проект строительства метрополитена в городах-"миллионниках", в том числе в Перми. Трест "Новосибирскгражданпроект" подготовил проект строительства двух линий метро: первой - по левому берегу Камы, и второй — на правый берег.

Вскоре Пермь стала действительным "миллионником" и в 1982 году уже другой трест — "Ленметрогипротранс" — подготовил первое технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этих линий: геологические изыскания, способы прокладки тоннелей, особенности конструкций и т. д. С тех пор и по сей день Пермь входит в федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года. Более того — при принятии бюджета в соответствующей строке финансирования она тоже все эти годы значилась.

Другое дело - такое строительство не были готовы начать в самом городе: не существовало наработок по организации такого вида строительства, считалось, что нет нужных специалистов, то да се... В общем, никто этим по большому счету и не занимался. Считалось, видимо, что и без метро проблем хватает. Кстати сказать, и сейчас от этой идеи многие пермяки почему-то отмахиваются: "Да бросьте вы, все это — бред!", словно не в большом промышленном городе живут. Но об этом — чуть позже.

В прошлом году соответствующим распоряжением глава правительства Михаил Касьянов подтвердил перспективный план строительства метрополитена в Ростове-на-Дону и Перми с финансированием из федерального бюджета на 60%. Остальные 40% отдается "на откуп" регионам. Учитывая серьезность рассматриваемых сумм, регионы запросто могут "не потянуть" даже эти 40%. Поэтому в конце апреля в Санкт-Петербурге состоится расширенное заседание рабочей группы под председательством того же М. Касьянова, на котором будут рассматриваться вопросы строительства и финансирования метро. В том числе - возможность финансирования из федерального бюджета уже на 80%.

ПЕРМСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

для того, чтобы компетентно рассматривать проблему на месте, на самом деле имеются.

В 1999 году была создана инициативная группа "Пермский метрополитен" из пермских ученых-горняков, технологов, инженеров-геологов, которые трудятся сегодня в других отраслях, а некоторые — на строительстве метро в других городах, например, в Казани. Координацию работы группы осуществляет Юрий Рейхардт; за ее работой следит обладминистрация в лице вице-губернатора Игоря Шубина.

Задача группы — подготовить максимально точную и детальную документацию, которая доказала бы необходимость внесения Перми в план финансирования строительства метрополитена уже в будущем году. Это позволит в 2002 году получить средства на проведение ТЭО и создание проекта. Не попасть под финансирование в очередной раз будет чрезвычайно обидно, считает Ю. Рейхардт. Ведь, помимо того, что метро строится уже в таких городах, как Красноярск, Казань, Челябинск, Омск, Уфа, и Пермь на этом фоне выглядит несколько "отсталой", город проходит мимо реальных и больших денег, которые позволят значительно расширить деятельность многих пермских промышленных предприятий и обеспечить работой, по предварительным оценкам, более 5 тыс. человек! Кроме того, метро — это стройка перспективная, не прекращающаяся в принципе, а значит, — буквально новая отрасль экономики региона.

Сегодня подготовлены "Основные предложения по созданию концепции строительства метрополитена в Перми". Согласно этому документу предлагается новый подход к сооружению метро — не из двух линий, как рассматривалось в "те ещё годы", а из трёх. К тому же, в отличие от советской концепции, современная предлагает комплексный подход к вопросу.

Освоение земельного пространства, говорится в "предложениях", подразумевает использование всех преимуществ подземного расположения объектов городской инфраструктуры — подземных стоянок, объектов торговли и сферы услуг: все киоски и палатки, уродующие сегодня центральные городские площади, можно будет смело убрать под землю, где помимо прочих выгод их работы — постоянные климатические условия.

Ожидается, что комплексное освоение подземного пространства на основе строительства метрополитена обеспечит прирост земельного налога, повысит стоимость земельных участков по линии метро, улучшит экологическую обстановку и безопасность движения в районе трассы метро. Ежегодный экономический эффект от работы только первой очереди метрополитена и объектов подземного пространства должен составить не менее 400 млн рублей в ценах 2000 года. Кроме того, понятное дело, — престиж региона и повышение его инвестиционной привлекательности значительно возрастут.

Но главное - это решение транспортной проблемы.

Юрий РЕЙХАРДТ, координатор группы "Пермский метрополитен":

— Уже сегодня подвижной состав наземного транспорта Перми — на грани срыва. Строительство новых путепроводов не решает этой проблемы. Когда мы анализировали состояние нашего транспорта, то подсчитали, что, например, по одной из наиболее оживленных трасс нашего города — Комсомольскому проспекту — пассажиропоток в часы пик составляет около 30 тыс. человек. А метро в городах начинают строить при показателе в 12 тыс. человек! То есть пора, наконец, осознать, что мы - крупный промышленный город и нам метро давно необходимо.

В этой связи несколько озадачивает позиция многих горожан, которые, по идее, должны быть заинтересованы в появлении метро больше всего. Но несмотря на уникальную возможность, предоставляющуюся нам сегодня, какой-то гражданской активности со стороны пермяков нет. И это очень странно. Скажу больше - это опасно, так как горожанам и, прежде всего, организациям подобного профиля, нужно готовиться к этому строительству. Еще не утверждена документация, а строить пермский метрополитен уже рвутся москвичи, свердловчане. Если мы не будем готовы, то опять получится, как на строительстве тоннеля в районе Локомотивной: на объекте работал кто угодно, только не пермские строительные организации. Придут другие и с радостью заберут столь мощный заказ, можно не сомневаться...

АРГУМЕНТЫ "ПРОТИВ",

звучавшие раньше и звучащие сейчас, сводятся, по большому счету, к двум: это наличие подземных вод и твердость породы. Однако практика строительства метрополитена показала всю несостоятельность этих аргументов.

В Питере, например, подземных вод тоже хоть отбавляй, однако тамошнее метро живет и развивается. В Екатеринбурге породы ничуть не мягче пермских будут, а тоже - ничего, построили. А уж если вспомнить города Ташкент, Алматы с их сейсмической активностью, или Челябинск, где строительство ведется буквально в песке, то даже неспециалисту становится понятно, что в Перми строить такого рода сооружение - ничуть не труднее.

Приводятся и другие доводы. Правда, они не технического, а скорее политико-спекулятивного свойства. Вроде того, что много еще у нас голодных и лучше бы заняться ими. Здесь, наверное, все понятно. Если придерживаться такой позиции, справедливо считает Ю. Рейхардт, то федеральные деньги, запланированные на строительство метро, попросту "уйдут" в другие города, и мы в очередной раз останемся "с носом". А ведь организацией этого строительства как раз и можно сделать огромный и важный шаг в деле трудоустройства, например, кизеловских шахтеров.

Так что аргументов "за" - куда больше.

ПО ПЛАНУ

пермское метро будет выглядеть так. Одна из линий будущего пермского метрополитена с условным названием "Индустриально-Мотовилихинская" пройдет в плотно застроенной части города по осям главных транспортных потоков, пересекая важнейшие пассажирские пункты: микрорайон Нагорный, проспект Декабристов, улицу Стахановскую, Центральный рынок, центр, Речной вокзал и дальше - в Мотовилиху.

Так называемая "Левобережная" линия пересечет город в широтном направлении. Трасса начнется в жилом массиве Заостровка. Далее - проспект Парковый, железнодорожный вокзал, рынок, Комсомольская площадь, жилые массивы Свердловского района, Садовый и микрорайоны Ива 1-4. В перспективе линия может быть продлена по схеме "облегченное метро" через мостовой переход в Заостровке в Закамск.

Линия с рабочим во всех смыслах названием "Заводская" пройдет вдоль Компроса, начинаясь в центре. Затем повернет в зону крупных предприятий - "Пермские моторы", "Инкар", охватывая микрорайоны Крохалева, Солдатова и пункт пересадки на железную дорогу Бахаревка. В перспективе она может быть продлена до микрорайона Липовая Гора.

Срок, в который пермяки при удачном раскладе смогут получить первые станции метро, - это, по расчетам группы "Пермский метрополитен", ориентировочно 2015 год. Если в 2002 году будет достигнуто принципиальное решение и Пермь получит финансирование, то приблизительно 3 года уйдет на подготовку к строительству, проектные работы и пр. В 2005 году оно начнется и через 7-8 лет появятся первые 6-7 перегонов, а затем - станций.

Так что, подбирая сегодня место жительства, сверьтесь по карте: вполне возможно, что потом вы сможете гордо указать в объявлении о смене квартиры: "В нескольких минутах ходьбы от метро".

10 апреля 2001 г.
Газета "Новый Компаньон"