Строить метро по-старому — выбрасывать деньги на ветер!
Накануне Нового года, 26 декабря, красноярское метро
отметило знаменательное событие: под землю был спущен отечественный немеханизированный
щит и начата проходка первого перегонного тоннеля. Это дало основание
заговорить о том, что в строительстве метро наметился переломный этап.
Насколько оправдан подобный оптимизм? Своими мыслями о необходимости нового
подхода к проблемам красноярского метро делится генеральный директор "Бамтоннельстроя",
в недавнем прошлом генеральный директор "Красноярсктоннельметростроя"
Александр Павлович ГОЛЫШЕВ.
— Александр Павлович, последний раз проблемы строительства
метро поднимались на страницах красноярских газет в октябре. Тогда поводом
к этому стали опасения строителей, что из-за недостаточного финансирования
метро может превратиться в подземный долгострой. Означает ли тот факт,
что проходка перегонных тоннелей начата, что ваши опасения не оправдались?
— Спуск щита под землю — событие знаменательное, но
оно вовсе не означает, что все финансовые проблемы отныне решены. Из 40
миллионов, которые в 2001 году нам был должен краевой бюджет, выделено
только 2. И если уже в этом году подход к финансированию не будет изменен,
то к 2006 году метро в городе построено не будет.Тут необходимо пояснить,
что согласно постановлению правительства РФ финансирование строительства
метро осуществляется равными долями из краевого и федерального бюджетов.
И его неисполнение одним из субъектов дает основание другому также прекратить
финансирование. Планируется, что на 2002 год федеральный бюджет выделит
около 100 миллионов рублей, а край, в свою очередь, обещает лишь 10. Вполне
возможно, что, ссылаясь на невыполнение краем своих обязательств, в 2003
году федеральный бюджет выделит тоже лишь 10 миллионов. Строить же метро
из расчета 10 миллионов в год — бессмысленная и безнадежная затея.
— Почему вопрос немедленного финансирования для вас так принципиален?
Может, приемлем менее категоричный подход: строить по мере выделения из
бюджета денег? Пусть это будет не 2006-й, а, скажем, 2010 год.
— Дело в том, что для строителей метро огромное значение имеют
так называемые обслуживающие процессы. В это понятие входит работа насосов,
компрессорных установок, вентиляторов, калориферов — словом, всех тех
технологически необходимых элементов, от работы которых зависит создание
под землей нормальных условий труда. Эти расходы мы несем независимо от
того, соорудили за год тоннель длиной в 1 километр или прошли несколько
метров. То есть даже если мы ничего не строим, мы все равно должны тратить
несколько десятков миллионов рублей в год, чтобы поддерживать в нормальном
состоянии уже сооруженные выработки. Это деньги, выброшенные в буквальном
смысле на воздух.
— Другими словами, строить быстро — значит, строить
дешевле?
— Именно так.
— Понятно, что подобная ситуация с финансированием возникла
не сегодня и не вчера. Почему буквально до последнего момента вы, в частности
ваше дочернее предприятие "Красноярсктоннельстрой", не говорили о том,
что проблема стоит столь остро?
— Если подходить к метро формально, то генподрядчик должен
действовать по принципам монтера Мечникова: деньги против стульев. Сколько
нам заказчик выделил, на столько мы построили. Если метро строится медленно,
то, по большому счету, это проблемы заказчика. Действительно, финансирование
с самого начала не соответствовало плану. Но мы, строители, старались
вести себя корректно, никого не винили, были рады тому, что выделяют.
Все-таки подрядчик слишком сильно зависит от заказчика, и критиковать
последних все равно что плевать против ветра. Но рано или поздно приходит
время занять гражданскую позицию. Прекрасно понимая, что, высказывая недовольство
темпами и объемами финансирования, можем создать себе дополнительные проблемы,
мы все-таки хотим изложить свою точку зрения жителям города. Она достаточно
четко выражена: или строить быстро, или не строить вообще.
— Хотелось бы выбрать первое. Решение каких задач, по вашему
мнению, должно стать приоритетным для того, чтобы метро строилось быстро?
— Я бы выделил здесь три задачи, требующие незамедлительного
разрешения. Во-первых, необходимо, чтобы краевой бюджет выделил деньги,
адекватные сумме, предусмотренной в федеральном бюджете. Во-вторых, в
течение 2002 года необходимо решить вопрос привлечения дополнительных
средств для того, чтобы довести объем финансирования до размера 1,5-2
миллиардов рублей в год, вплоть до 2006 года. Только в этом случае город
может рассчитывать на получение метро к 2006 году. Понятно, что бюджет
эту сумму не осилит. А значит, заказчик должен решить вопрос долгосрочного
займа. Кстати, подобная практика существует и в других странах.И, наконец,
третья наша проблема — это проектирование. Сегодня проектировщики отстают
от строителей. Отсутствие проектной документации сдерживает и без того
невысокие темпы строительства. При этом часть проектной документации нам
приходится переделывать, так как она не соответствует современной технологии
строительства.
— Задачи, которые вы обозначили, достаточно серьезные.
Что или кто, на ваш взгляд, может реально ускорить их решение?
— Решить проблему могут губернатор, мэр, правительство РФ
при поддержке депутатов Думы и Законодательного собрания края. Возможно,
выходом станет создание штаба по проблемам метро под руководством губернатора.
Такие структуры (может, только с другим названием) существуют и на Западе.
Это необходимый способ работы на подобных объектах, позволяющий оперативно
решать проблему координации и мобилизации ресурсов. В любом случае необходимо
кардинально изменить отношение к строительству метро, а именно строить
быстро. А деньги? Деньги — найти.