Лучшей строительной организацией по итогам 2002 года
было признано ООО «Красноярскметрострой». «Комсомолка» решила лично поздравить
с победой генерального директора предприятия Сергея Гринько, а заодно
и поинтересоваться, прибавило ли это официальное признание оптимизма метростроевцам,
чей основной объект - метро, как известно, так остается под большим вопросом.
- Сергея Григорьевич, уже несколько лет красноярцы не
могут получить ответа на вопрос «Будет ли в нашем городе достроено метро?»
- Я и сам сегодня не знаю ответа на этот вопрос. Ситуация,
в которой сейчас оказался красноярский метрополитен, можно назвать своеобразной.
Объясню почему. На станции Высотной подготовлен к пуску горнопроходческий
комплекс канадской фирмы «Ловат» стоимостью более 200 миллионов рублей.
Мы взяли «Ловат» в лизинг, ежемесячно за аренду выплачиваем 5 миллионов
рублей. Это мощное оборудование способно пройти участок первой линии метрополитена
Высотная - Копылова - Вокзальная, 5,5 километра, за два года. Для сравнения
скажу, что без «Ловата» на это потребовалось бы 12 лет. По своим технологическим
особенностям обратного хода у «Ловата» нет, уйдя под землю, комплекс должен
пройти участок от начала до конца.
- Это значит, что если вы запустите «Ловат», а денег
не получите, 200 миллионов рублей окажутся похороненными? Это же смертельный
риск для предприятия?
- Именно так. Кстати, в подобной ситуации обанкротился
Свердловский метрострой, возникли большие проблемы у новосибирских метростроевцев.
Сегодня и «Красноярскметрострой» оказался на Рубиконе, когда требуется
четкий ответ – строем метро дальше или же ликвидируем его. Честно скажу,
мы готовы к любому развитию ситуации. Для нас важна определенность. Если
вопрос решается положительно, немедленно приступаем к интенсивной работе.
Если краевые власти принимают решение о прекращении строительства метрополитена,
мы приступаем к ликвидации метро, коллектив и техника уходят в другие
регионы, где будут востребованы. «Красноярскметрострой» - это сильный
коллектив, более 1200 опытных специалистов, треть из которых проходчики,
и мощная материальная база для строительства метрополитенов стоимостью
400 миллионов рублей. Сейчас и люди, и оборудование работают в восемь
раз менее эффективно, чем могли бы.
- Сергей Григорьевич, как вы думаете, что ответят краевые
власти, «да» или «нет»?
- Весь вопрос в том, что ответа никто не дает, ни положительного,
ни отрицательного. А предприятие не может годами находиться в подвешенном
состоянии. Конечно, основная проблема – неполное, неритмичное финансирование
работ. Исходя из принципиальной договоренности бюджет РФ финансирует красноярский
метрополитен на 20%, 80% должен выделять край. В 2002 году из края поступило
2,5 миллиона рублей, из Федерации – 97 миллионов. В этом году край дал
3 миллиона, Федерация – 94.
Проблема в том, что финансирование метрополитена из федерального бюджета,
скорее всего, будет в ближайшем будущем приостановлено. Правительство
РФ, ссылаясь на неисполнение краем бюджета своих обязательств, вправе
отказать в дальнейшем выделении средств. Все доводы, которые мы приводили
Федерации в течение последних лет, а именно, у власти стоял генерал, человек
негражданский, затем случилась трагедия, потом начались выборы, новому
губернатору нужно время, чтобы вникнуть в проблемы края... Сегодня нам
нечего сказать. Чтобы к 2010 году город получил метро, необходимо 1,5-2
миллиарда рублей ежегодно. Если правительство урежет и так скромное финансирование,
а край не изменит позиции, денег с трудом хватит на обслуживающие процессы:
работа насосов, компрессорных установок, вентиляторов, калориферов. Даже
если ничего не строится, на метро уходит несколько десятков миллионов
рублей в год, чтобы поддерживать в нормальном состоянии уже сооруженные
выработки. Метро – это престижная стройка. Сегодня от него откажутся,
через некоторое время Красноярск обязательно вернется к этой теме. Только
11 городов России имеют право на строительство метрополитена. Пройдет
еще несколько лет, и так или иначе Красноярску придется решать транспортную
проблему. Не мы придумали, что миллионные города нуждаются в подземном
транспорте. Мы только исполнители. Еще раз повторю, нужна определенность.
Четкий ответ, что делать дальше.
- Но, несмотря на все трудности, вас назвали лучшими
строителями года. Поздравляем!
- Действительно, чтобы выжить, нам пришлось приспособиться
к рыночным условиям. Нет денег на метро? Увеличиваем объемы гражданского
строительства, зарабатываем деньги на возведении жилых домов. Появляется
финансирование, вновь все силы перекидываем на метро. Возможно, красноярцы
и не знают, что именно метростроевцы построили фабрику мороженого «Крайс»,
провели реставрацию завода «Пикра», возводили «Торговый квартал на Свободном»
и многие другие объекты индустриально-промышленного строительства. Сейчас
заканчиваем строительство павильона пригородных касс реконструируемого
железнодорожного вокзала. За несколько лет «Красноярскметрострой» смог
занять свою нишу в строительной отрасли города, представив на рынок немало
новых технологий. К примеру, мы предложили новую методику применения буровых
свай в сложных грунтовых условиях Красноярска. Совместные испытания с
исследовательскими институтами доказали, что наш метод экономичен, надежен,
имеет повышенную несущую способность. Более 30 высотных зданий Красноярска
построены на наших сваях. Сваи – это наш конек. Еще одно новое направление,
которое мы успешно освоили и предложили коллегам, - это бестраншейная
прокладка коммуникаций, кабельных линий. Закупили специальное оборудование
в Новосибирске. Чтобы проложить или провести ремонтные работы коммуникаций,
не нужно рыть траншеи. Установка проходит метровый участок под землей
за 20 минут. Технология предусматривает использование труб диаметром от
114 до 530 мм. У предприятия мощная строительная база: свой цементный
завод с автоматическим импортным оборудованием, сами выпускаем пенобетон,
арматуру, скоро планируем открыть деревообрабатывающие цеха.
- А, правда, что метростроевцы работают круглосуточно?
- Правда. Там, где шум мешает жильцам соседних домов,
заканчиваем в 10 вчера, а вообще работаем в три смены. Строительство метро
– это очень трудоемкое и ответственное дело. Поэтому и на других объектах
метростроевцы привыкли трудиться качественно, ответственно, с полной отдачей.
Иначе мы не работаем.