Сроки строительства станций метро в Новосибирске могут
сократиться до двух с половиной лет. В этом уверен мэр Владимир Городецкий,
побывавший на строительной площадке станции метро "Березовая роща" при
пробном запуске современного проходческого щита "LOVAT" канадского производства.
Новосибирск стал пятым городом России, где строительство
метро будет вестись по уникальной технологии с применением современного
высокопроизводительного проходческого комплекса. Он приобретен за счет
собственных оборотных средств подрядчиком ОАО "Бамтоннельстрой", выигравшим
в мае этого года тендер на выполнение основных горнопроходческих работ
в метростроении.
Габаритные части щита были доставлены в наш город в конце
сентября. Для сборки машины на площадке установлен двухсоттонный грузоподъемный
кран. Сейчас собрана головная часть оборудования весом около 230 тонн,
и щит находится в специально подготовленной камере, откуда и начнется
проходка метротоннеля. Чтобы комплекс заработал в полную мощь, необходимо
протестировать его электронную часть. Для этого в наш город прибыли канадские
специалисты, которые в течение двух недель отладят лазерную систему навигации
- именно с ее помощью управляется проходческий комплекс. Задаются параметры
трассы, и далее машина сама держит "курс".
Уникальность комплекса в том, что после прохода этой
машины не требуется дополнительно обрабатывать тоннель, его стенки полируются
до зеркального блеска. Значит, сразу могут заходить бригады для укладки
рельсов, монтажа электропитания и прочих работ. При проходке тоннелей
канадским комплексом вместо дорогостоящих чугунных тюбингов применяется
сборная высокоточная водонепроницаемая железобетонная обделка с герметичными
стыками, которая сегодня поставляется из Красноярска. Чтобы сэкономить
средства, подрядчик намерен освоить выпуск этих изделий в Новосибирске.
Для этого уже приобретен мини-завод французского производства, а комплект
специальных металлических форм для изготовления блоков поставлен вместе
с канадским комплексом.
Комплекс "LOVAT" значительно сократит сроки проходки
тоннелей благодаря высокой производительности труда. За месяц новая установка
гарантирует 150-170 погонных метров готового тоннеля высокого качества.
Компьютерной системой управляет один оператор, а весь
комплекс обслуживают шесть человек. Для сравнения: на старом проходческом
комплексе отечественного производства работало около 15 человек. Импортный
агрегат в несколько раз экономичнее: только на разнице стоимости тоннельной
обделки подрядчик планирует сэкономить около 13 млн рублей, не считая
значительного увеличения скорости проходки.
Новое оборудование позволит ввести станцию "Березовая
роща" в намеченный срок - в 2004 году. В бюджете на будущий год заложена
необходимая сумма. Есть уверенность и в том, что федеральное финансирование
будет стабильным. Ознакомившись с ходом работ, Владимир Городецкий поставил
строителям условие: на каждую последующую станцию - не более двух с половиной
лет.