И ближайшая из них — это продолжение Дзержинской линии
от "Берёзовой рощи" до "Золотой нивы" и далее на Гусинобродский жилмассив.
7 января 1986 года в 18 часов на станции метро "Площадь
Ленина" состоялся городской митинг, посвящённый началу эксплуатации пускового
комплекса первой очереди Новосибирского метрополитена. Первые пассажиры
с любопытством рассматривали в вагонах красочную схему линий метро. Можно
было прочитать названия будущих станций, которых на тот момент планировалось
36, с общей протяжённостью линий 52 километра. Сплошной красной чертой
была отмечена лишь действующая часть Ленинской линии от "Красного проспекта"
до "Студенческой". На сегодняшний день протяжённость линий Новосибирского
метрополитена составляет почти 16 километров. 12 станций ежедневно принимают
163 тысячи пассажиров. Каждый четвёртый горожанин предпочитает метро другому
городскому транспорту.
О дальнейшей перспективе развития новосибирского метро
наш разговор с начальником дирекции строящегося метрополитена Николаем
ХВАНОМ.
— Строительство метро в городе ведётся в соответствии
с утверждённой правительством РФ Программой развития Новосибирского метрополитена
до 2015 года. Ближайшая перспектива - это продолжение Дзержинской линии
от "Берёзовой рощи" до "Золотой нивы" и далее на Гусинобродский жилмассив
до станции "Доватора". Имеется проектно-сметная документация, хотя необходима
её некоторая корректировка. На этом направлении уже есть определённый
задел работ. На пересечении улиц Кошурникова, Фрунзе и Красина под землёй
были врезаны два проходческих щита для пробивки двух 150-метровых тоннелей
в сторону "Берёзовой рощи". Пойма речки Каменки позволит открытым способом
продвинуться в обратную сторону ещё на 200 метров. Далее вновь работа
проходческого щита. Внося коррективы в план, специалисты предложили вначале
полностью выполнить подземную проходку и только после этого рыть котлован
под станцию "Золотая нива". Это сэкономит средства, ускорит работы и не
создаст дополнительных неудобств жителям и автотранспорту.
Подготовлена проектная документация на продолжение Ленинской
линии от "Площади Маркса" до площади Станиславского. Параллельно с началом
пробивки тоннелей до "Золотой нивы" можно приступить к подготовительным
работам по выносу подземных коммуникаций в районе площади.
В перспективе Генерального плана новосибирского метро
наиболее оптимальным и целесообразным, принимая во внимание активное строительство
города в южном направлении, является Первомайская линия. Она начинается
от завода Чкалова, пересадочный узел на "Берёзовой роще", затем "Октябрьская"
и далее вдоль улицы Кирова на Ключ-Камышенское плато. В 2006—2007 годах
необходимо подготовить проектно-сметную документацию и защитить проект
в Москве. Это направление метро будет инвестиционно привлекательным. Так,
под строительство попадает большой снос ветхого жилья в Октябрьском районе
и возможность выделения земли под строительные проекты. Следует заметить,
что разработанная ещё в середине восьмидесятых годов Генеральная схема
развития Новосибирского метро была так скрупулёзно проработана и обоснована,
что в отличие от других городов страны до сего дня остается неизменной.
— Однако продолжение работ упирается в финансирование,
— продолжает Николай Хван. — В настоящее время Москва выделяет лишь 20%
необходимых средств. Основное бремя нагрузки ложится на регион. В то время
как в мировой практике львиную долю расходов на сооружение метро берёт
на себя государство. Чтобы стабильно строить метро в Новосибирске, ежегодно
необходимо минимум 300-350 миллионов рублей. Реально же на следующий год
можно рассчитывать на 70 миллионов рублей областных и 30 миллионов городских
денег. Федеральная составляющая всего 80 миллионов рублей. В проекте бюджета
страны на 2006 год на строительство метро в 12 городах предусмотрено всего
2,4 миллиарда федеральных средств. Есть надежда на второе чтение бюджета
в Госдуме. Надеемся на наших "лоббистов" в лице Ассоциации метростроителей,
которым удастся "выбить" дополнительное финансирование отрасли. В этом
плане идёт активная работа и с сибирскими депутатами. Кроме того, в верхней
палате парламента сенаторы намерены рассмотреть вопрос о федеральном финансировании
строительства метро в размере не менее 50%.
Но столица далеко, и строителям новосибирской "подземки",
по большому счету, надеяться нужно только на себя. В середине девяностых
годов вообще стоял вопрос о консервации строящихся объектов метро. Но,
несмотря на неимоверные сложности, областные власти, мэрия города не отказались
от продолжения строительства, находили пути решения финансовых проблем.
Пример тому — станция "Берёзовая роща", которая была открыта 25 июня ко
Дню города. А ведь были сомнения, что реанимировать окончание её строительства,
впрочем, как и "Маршала Покрышкина", не удастся. И казалось, этому были
объективные причины. Но безвыходных ситуаций и нерешаемых проблем не бывает.
Власти и сейчас уверены: строительство Новосибирского метрополитена будет
продолжаться.