Из-за отказа «Бамтоннельстроя» проходить тоннель на
«Золотую ниву» метростроители потеряли три месяца.
«Сразу скажу, что метро строилось, строится и будет
ещё более активно строиться, и ничего этому не помешает», – бодро заявил
вице-мэр Новосибирска Владимир Шумилов, усаживаясь в кресло в зале совещаний
мэра. Проблемы, связанные с отказом подрядчика ОАО «Бамтоннельстрой» (БТС)
проходить часть тоннеля до станции «Золотая нива», наглядно продемонстрировали,
что строительство метро становится лакмусовой бумажкой, по которой горожане
оценивают эффективность работы городских властей. И Владимир Шумилов попытался
пояснить, что уход из проекта такого подрядчика, как БТС, обусловлен объективными
причинами, а станция «Золотая нива» всё равно будет сдана в 2009 году
(предположительно летом). Тем не менее он же сказал, что из-за отказа
БТС строители потеряли три месяца.
Почему, на ваш взгляд, отказ БТС не отразится на сроках
строительства?
Объясняю: мы с вами в 2005 году закончили строительство
станции «Берёзовая роща», соединив её со станцией «Маршала Покрышкина»
одним тоннелем, и год закончили с кредиторской задолженностью около 400
млн рублей, львиная доля из которых – 300 с лишним млн рублей – была за
«Бамтоннельстроем». Я хочу сказать, что «Бамтоннельстрой» сыграл тогда
в строительстве метро «Берёзовая роща» важную роль. Потому что руководителем
БТС был тогда Александр Голышев, я бы сказал, государственный человек
с большой буквы. Он тогда понял проблемы Новосибирска и согласился помочь
в строительстве метро. Тогда был очень сложный период: ещё недостаточно
было средств, а метро требовало развития, уже 15 лет стояла разрытая станция
«Берёзовая роща». Он тогда взял в лизинг современный проходческий щит
LOVAT и помог нам по проходке тоннелей – современная техника работала
очень быстро и хорошо.
2006 год был тяжёлым в том отношении, что мы рассчитывались
с долгами, и к концу года у нас оставалось порядка 200 с лишним млн рублей,
которые мы должны были погасить «Бамтоннельстрою». За этот период к руководству
БТС пришёл уже третий хозяин после Голышева, который поставил на 2006
год условие рассчитаться с долгами и не стремился дальше продолжать работы,
хотя с Голышевым мы договаривались, что будем рассчитываться с кредиторской
задолженностью, а он будет продолжать работу. Мы так и делали: в 2006
году готовились к «Золотой ниве» и гасили долги. На 2007 год мы вышли
с долгом, который оговорили уже с третьим руководством БТС. Я встречался
с ними в Москве, и мы договорились, что они продолжат работу, а мы погасим
долг в первом квартале (2007 года – прим. автора).
Мы окончательно погасили долг в феврале-начале марта.
И предложили работать дальше, но они согласились взять только часть тоннеля
– от Каменки до «Золотой нивы». Перегон «Берёзовая роща» – «Золотая нива»
состоит из трех частей: подземная часть от «Берёзовой рощи» до русла Каменки,
потом по руслу Каменки идём открытой частью, то есть там проходческий
щит не нужен – мы монтируем железобетонные конструкции открытым способом,
и от берега Каменки идём под землей до «Золотой нивы» 500 метров и обратно
500 метров.
БТС выставился на конкурс проходки тоннеля от Каменки
до «Золотой нивы». Выставились две организации, которые могут это делать,
– это новый щит, который представляет БТС, и старые щиты, которые представляют
организации на базе бывших тоннельных отрядов. Естественно, побеждает
БТС – такой техники ни у кого нет, участники со старыми щитами (ЗАО «Финансово-строительная
компания» – прим. автора) занимают второе место. Подходит время начала
работы, а они (БТС) говорят, что их не устраивают цена и объём. Конечно,
я понимаю, что 1000 метров для такого проходческого комплекса – это недостаточно.
Ну и, видимо, они сейчас больше переориентировались на железную дорогу.
Попросту они отказались работать, причем не только у нас.
Трагедии в этом нет, у нас есть второй подрядчик, и мы
сейчас готовимся к проходке этой части пути – от Каменки до «Золотой нивы».
Вот такая ситуация. Трагедии нет и потому, что ту часть пути, в которую
БТС не включался – от «Берёзовой рощи» до Каменки, мы уже один тоннель
прошли 400 метров своим щитом. К ноябрю мы поставим свой щит в сторону
«Золотой нивы» и также спокойно пройдем этот тоннель. Всё, как и шло,
будет идти по графику.
Когда должен был начать работы БТС?
Они должны были зайти в августе. Мы сейчас заканчиваем
подготовку перемещения щита и в ноябре уже запустим щит вместо БТС.
Для БТС пути возвращения отрезаны?
У нас в городе Новосибирске ни для кого пути никогда
не отрезались – ни для какого вида бизнеса. Город открыт для всех. У нас
нет того, что существует в некоторых городах: этих пущу, этих не пущу.
Какие работы уже выполнены по станции «Золотая нива»?
Мы уже провели подготовительные работы по «Золотой ниве»
примерно на 60 млн рублей. Подготовили котлован в русле Каменки для строительства
части тоннеля открытым способом и будем монтировать этот тоннель осенью
и зимой. Мы вынесли коммуникации и построили объездную дорогу, чтобы освободить
место и не нарушать движение транспорта, который идёт по Кошурникова.
Сейчас до ноября мы должны там перемонтировать контактные сети, чтобы
троллейбусы ходили по этой дороге, а там, где они раньше ходили, мы начинаем
работы по самой станции «Золотая нива». Она делается другим способом:
не будет разрываться котлован на долгое время. Делаются буронабивные сваи.
Потом всё это закрывается железобетонной плитой, сверху открывается движение,
а изнутри мы будем выбирать грунт, делать отделку и все остальное.
Таким образом, в этом году мы должны на перегоне «Берёзовая
роща» – «Золотая нива» освоить около 300 млн рублей. Эти деньги у нас
есть. На будущий год у нас объём работ на 1 млрд 171 млн рублей. Он включает
все необходимые тоннели и сам корпус станции под землей, который должен
быть готов к отделочным и субподрядным работам. На сегодня у нас в плане
на 2008 год заложено 846 млн рублей – как видите, трёхсот миллионов не
хватает, но мы будем работать, чтобы они были. Важны не только деньги
– важно организовать должным образом работу. На 2009 год – 749 млн рублей,
для того чтобы закончить и сдать в эксплуатацию станцию «Золотая нива».
На это нацелены все наши графики.
Наша главная задача – связать основные центры проживания
и места работы людей метрополитеном. В нашем генплане запланированы два
направления – Кировку связать с пр. Маркса и центр с Ключ-Камышенским
плато. После «Золотой нивы» у нас станция «Площадь Станиславского», кстати,
на будущий год мы и там начнем подготовительные работы: уточнение проектов
и вынос некоторых коммуникаций. Там перегон короче.
Проходка щитом, который заменит LOVAT, не скажется
на стоимости, скорости и качестве строительства?
Это щит, которым строилось всё метро до LOVATa, типа
КМ. Да, скорость его ниже, но по цене работы примерно одинаковы. Если
LOVAT идёт быстро в любых грунтах, то здесь, если грунт обводненный, нужна
предварительная подготовка. Если очень хорошие грунты, то старым щитом
дешевле. Сроки не сдвинутся. Сдача – 2009 год. Дороже не будет – всё просчитано
и на случай подготовительных работ. Весь метрополитен города Новосибирска
сделан старым щитом. Вы чувствуете это, когда едете? И дальше не почувствуете.
А те, кто эксплуатирует тоннели, чувствует. Качество
обделки LOVAT особенно важно в обводнённых грунтах…
Обводнённые грунты мы и раньше проходили – на это есть
технологии. Если вы видели фильм «Добровольцы», то помните, как там метро
строили. Не беспокойтесь – пройдём. Конечно, всё новое делает более качественно,
но по эксплуатационным характеристикам тоннель, сделанный той техникой
или этой, не отличается.
Что мешает строить метро быстрее?
Здесь много факторов. Во-первых, Федерацией ещё не решено,
как строить метро. Идут дебаты: это федеральная должна быть стройка или
её следует оставить за муниципалитетами. От этого зависит схема финансирования.
Не прекращаются «грефовские» беседы о том, что метро Федерации не нужно
– это муниципальная сфера, и вот пусть муниципалитеты его строят. Можно
строить, но тогда не забирайте у нас 65 % доходов – мы будем строить.
Самое плохое, что метро строится даже не во всех миллионных городах, и
поэтому, когда в Думе вопрос обсуждается, рук за метро поднимается мало.
Мешает только отсутствие средств. Конечно, если бы у
нас было сейчас миллиарда два в запасе, мы позвали бы «Бамтоннельстрой»
и сказали бы: вот тебе станция «Октябрьская» и дуй до Ключ-Камышенского
плато – это километров восемь – пройди тоннель туда и сюда, а мы потом
будем просто станции делать.
Когда будет убрано сужение дороги на Кошурникова?
Мы планируем в конце будущего года закончить монтаж тоннеля,
сразу провести засыпку и открыть движение.