К закрытой станции метро появляются новые претензии,
возмущённые жители готовят акции протеста.
Подземное заточение станции метро «Золотая Нива» продлится
как минимум до декабря. Открытая 7 октября и закрытая через 19 дней
работы по решению Октябрьского районного суда, самая новая станция
новосибирской подземки не возобновила свою работу и в минувшую пятницу,
26 ноября, когда истекли 30 дней, предписанные для устранения всех
замечаний Ростехнадзора. Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей
Ксензов заявил накануне, что многие вопросы уже сняты, но удивил
общественность новыми фактами. Если раньше Ростехнадзор имел претензии
в основном к электрооборудованию станции, то теперь, по словам первого
вице-мэра, специалисты обследуют уже сам тоннель. Корреспондент
НГС.НОВОСТИ узнал о самом главном недостатке, который мешает снова
запустить поезда до «Золотой Нивы».
Хронология проблемной стройки: Сентябрь
2004 — станция «Гусинобродская» переименована в «Золотую Ниву».
Май 2007 — мэр подписал приказ о строительстве станции метро «Золотая
Нива». Октябрь 2007 — подрядчик ОАО «Бамтоннельстрой» отказался
от дальнейшего выполнения работ, причина — недовольство растянутым
графиком работ и платежей. Мэрия приняла решение строить станцию
с другим подрядчиком, используя старый проходческий щит. Июнь 2009
— федеральный бюджет сократил финансирование. Сентябрь 2009 — проект
«Золотой Нивы» признали устаревшим за 19 лет. Март 2010 — ул. Кошурникова
перекрыли для окончания строительства станции. 7 октября 2010 станция
«Золотая Нива» открыта. 26 октября закрыта решением суда.
По представлению Западно-Сибирского управления
Ростехнадзора суд Октябрьского района Новосибирска установил, что
новосибирский метрополитен начал эксплуатацию энергопотребляющего
оборудования тоннеля и станции без разрешения надзорного органа,
и закрыл «Золотую Ниву» на 30 дней, начиная с 26 октября. За это
время технического чуда не произошло, несмотря на то, что и мэр
Новосибирска со своими заместителями, и Ростехнадзор заявляли о
готовности решить все вопросы, мешающие возобновлению эксплуатации
станции метро «Золотая Нива», в кратчайшие сроки.
В четверг, 25 ноября, первый вице-мэр Андрей
Ксензов сообщил журналистам, что многие вопросы уже сняты, но для
пуска станции этого недостаточно:
«Сейчас заказчик строительства оформляет ряд документов
по допуску к электроустановке. Дополнительно Ростехнадзор и специалисты
Сибирского госуниверситета путей сообщения (СГУПС) проведут проверку
тоннеля и станции «Золотая Нива». Мы надеемся, что после завершения
проверки 1 декабря можно будет с уверенностью сказать о дате открытия
станции метро».
По словам вице-мэра Ксензова, замечания комиссии
по итогам дополнительной проверки, инициированной Ростехнадзором,
были предъявлены по некоторым проектным решениям на самой станции
и в тоннеле.
В пресс-службе Западно-Сибирского управления Ростехнадзора
не комментируют новые претензии к тоннелям и станции «Золотая Нива».
«Это связано с тем, что не окончены работы по устранению нарушений
и не окончена сама проверка. Работы ведутся практически в круглосуточном
режиме. Сделаем всё возможное, и как только её можно будет открывать
— обязательно сообщим. Могу лишь сказать, что создана рабочая группа»,
— сказала представитель регионального управления Ростехнадзора Ольга
Алексеева.
На еженедельной встрече с журналистами в пятницу
мэр Новосибирска Владимир Городецкий не стал дожидаться неудобного
вопроса и сам рассказал об итогах закрытого совещания по пуску станции
«Золотая Нива»: «Представители Ростехнадзора, службы заказчика,
генподрядчика, эксплуатационной службы скоординировали дальнейшую
работу по претензиям Ростехнадзора. Считаю, что до 1 декабря эти
работы будут выполнены, вопрос нужно будет ещё раз обсудить у меня
на координационном совете и получить разрешение на дальнейшую эксплуатацию
этого важнейшего объекта».
Господин Городецкий сказал, что пока сроки
открытия станции определять рано, но это должно случиться до Нового
года: «Мы откроем, когда убедимся, что объект максимально безопасен».
Мэр подтвердил, что к обследованию 150-метрового
участка тоннеля привлекали специалистов СГУПС, и добавил, что это
самый сложный участок, где тоннель строился в самых обводненных
грунтах. Причём, по словам мэра, проблемный участок обследовали
ещё в мае, и в мае же начали разрабатывать способы усиления внутренней
обделки тоннеля.
Окончательную ясность в беседе с корреспондентом
НГС.НОВОСТИ внёс главный инженер проектов ЗАО «Новосибметропроект»
Владимир Романов. По его словам, на участке особенной обводнённости
грунтов чугунная обделка тоннеля дала просадку: «Тоннель пройден
с браком, без спецспособа. Там было смещение колец. Щит «клевал»,
забой оплывал, шла вода. Если вы поставите такую трубу, как тоннель,
на влажную землю, без опоры сбоку — она под своим собственным весом
просядет и примет форму эллипса». «Новосибметропроект» разрабатывал
по заказу подрядчика рабочую документацию для обеспечения механической
безопасности в тоннеле. «Мы выпустили документацию на усиление этого
места в тоннеле и обеспечили механическую безопасность, там ничего
не провалится», — инженер Романов говорит, что работы по устранению
этого дефекта велись даже по ночам, и теперь Ростехнадзор оценивает
результат. Кроме того, добавляет Романов, есть замечания к документации
проектов отдельных систем станции (система пожаротушения, центральный
тепловой пункт и т.д.), выполненных различными организациями.
Тем временем граждане устали ждать и запланировали
провести в воскресенье, 28 ноября, пикет под лозунгом «Верните станцию
метро!» перед закрытой «Золотой Нивой». Как сообщил НГС.НОВОСТИ
организатор пикета Булат Барантаев, инициаторы ожидают участие 30–50
человек и в пятницу активно расклеивали объявления на близлежащих
домах.