Новосибирск переносит строительство метро с
площади Станиславского на барахолку
Следующей станцией новосибирского метрополитена
будет не «Площадь Станиславского», как предполагалось ранее, а «Доватора»
на границе Октябрьского и Дзержинского районов. Об этом на заседании,
посвящённом обсуждению народного бюджета, 10 августа заявил вице-мэр
Новосибирска Андрей Ксёнзов. Если в 2013 году проект новой станции
будет профинансирован правительством (премьер Владимир Путин такое
обещание дал), то «Доватора» построят в 2016 году. Смену приоритетов
руководство города объяснило тем, что, в отличие от «Площади Станиславского»,
станция «Доватора» способна увеличить пассажиропоток подземки.
«Я не могу сказать перспективу, пока не будет ясен
вопрос, поддержит ли федеральный бюджет строительство метро, — рассказал
НГС.НОВОСТИ 11 августа мэр Владимир Городецкий. — Если нет, то в
ближайшие три года мы не будем заниматься метростроительством. Потому
что самым приоритетным является строительство третьего моста через
Обь. Но я рад, что на совещании Путина с дорожниками обозначено
соучастие федерального бюджета и софинансирование в нашем метро.
Что касается приоритетов, то мы готовы двигаться и в сторону Станционной,
потому что оживают строительные площадки, и по Доватора тоже вроде
бы логика есть. Когда будет финансирование, мы ещё посмотрим, пообсуждаем».
Первый вице-мэр Андрей Ксёнзов высказался более
определённо и даже назвал приблизительное место новой станции: рядом
с перекрестком Гусинобродского шоссе и улицы Доватора, названной
в честь героя Великой Отечественной кавалериста Льва Доватора.
По его словам, станцию «Доватора» нужно построить
в первую очередь, потому что она привлечет больший пассажиропоток.
«Рядом развивающийся микрорайон Плющихинский и
МЖК, — сообщил господин Ксёнзов. — Поэтому нужно выбирать приоритеты
и там, где это необходимо населению, и там, где идёт перспектива
развития города». Кроме того, рассказал первый вице-мэр, на решение
повлияли технологические особенности. Параллельно со станцией будет
построено электродепо «Волочаевское», необходимое для разворота
электричек и их обслуживания.
Точные сроки и бюджет строительства станции
пока не известны. «Три года на одну станцию. Если придерживаться
такого темпа, будет хорошо», — отметил Ксёнзов, добавив, что строительство
будет вестись с помощью более современных средств, чем было на «Золотой
Ниве».
Экспертам решение городских властей кажется разумным.
«Станцию «Доватора» и депо строить сейчас проще и дешевле, там есть
необходимая техника, да и «Золотую Ниву» надо до ума доводить»,
— считает Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов
НГТУ. Необходимость нового депо, отмечает учёный, продиктована тем,
что депо «Заельцовское» заполнено полностью, и уже в конце этого
года, когда будет куплено ещё два поезда, им придётся «ночевать»
в тоннелях.
Станция «Площадь Станиславского» лишь разгрузит
«Площадь Маркса», чьи пассажиры разделятся на две части. «Эта станция
тоже важна и нужна, — рассуждает Михаил Никулин. — Но на «Доватора»
мы подключаем огромное количество новых пассажиров, которые раньше
пользовались только наземным транспортом. Сейчас Дзержинская линия
загружена наполовину, и именно «Доватора» поможет её загрузить мощным
пассажиропотоком. Логика Ксёнзова в том, что окупаемость станции
будет решающим фактором, который повлияет на решение федералов финансировать
проект».
Непопулярность же «Золотой Нивы» господин Никулин
объяснил недостроенностью станции, а также тем, что к ней не были
прикреплены конечные остановки наземного транспорта.
Предполагаемое место станции «Доватора» примыкает
к Волочаевскому жилмассиву, на несколько километров отстоит от МЖК
и Плющихинского и находится в непосредственной близи от ТРЦ «Континент».
Директор «Континента» Наталья Патрина рада грядущему появлению метрополитена:
«Покупателей станет больше. Если метро построят, мы, может, и праздник
за свой счёт устроим. Ради такого — не жалко». Госпожа Патрина также
поделилась своими воспоминаниями о том, как метро изменило район
близ Берёзовой рощи: «Когда я покупала там квартиру, метро ещё не
было. С его появлением уровень жизни повысился. Я поняла, что живу
в центре города. И «Сибирский Молл» появился, и дороги улучшились».
Впрочем, столь радужного будущего в отношении Волочаевского жилмассива
Наталья Патрина не ожидает, предполагая лишь некоторое повышение
цен на жильё.
Риэлторы расходятся во мнениях, как повлияет строительство
метро на цены в трёх прилегающих микрорайонах. «Это очень долгосрочная
перспектива, поэтому говорить, что цены поднимутся, я бы не стал.
Повыше станут цены ближе к дате сдачи метро, да и то вряд ли, —
полагает Илья Балахонов, директор агентства недвижимости «Доктор
ключ». — Вот «Золотую Ниву» построили, и цены из-за этого взлетели?
Нет. Тут этого тоже не будет». Олег Савельев, директор риэлторской
компании «Бизнесмен», расположенной в районе МЖК, уверен, что цены
на жилье на Плющихинском и Восточном вырастут на 15 %, а аренда
— на 10 %. «При этом, если увеличится пассажиропоток, вырастет доля
приезжих этносов, китайцев и прочих. Сейчас на Доватора их примерно
половина, а после запуска метро станет процентов шестьдесят пять»,
— комментирует господин Савельев.