Строительство второй очереди СТ вступает в новый сезон.
Газета «Транс-Инфо», как ни одно другое издание региона,
скрупулёзно отслеживает, как продвигается строительство второй очереди
волгоградского скоростного трамвая. Уже традиционным стало ежегодное интервью
в начале нового «бюджетного сезона» с руководством Дирекции строительства
городского электротранспорта администрации города Волгограда. На этот
раз мы беседуем с её директором Александром Скоробогатовым о том, что
сейчас делается на этом объекте, на какие средства могут рассчитывать
строители, и когда же наконец пустят вторую очередь СТ?
Без кольца
— Александр Дмитриевич, проясните, пожалуйста, что
за работы ведутся на кольце первой очереди — «Площадь Чекистов»?
— Здесь будет врезана стрелка, мы собираемся также проложить
пути и состыковать первую и вторую очереди СТ. Для трамвая появится возможность
пройти напрямую в тоннель. Но пока он, конечно, туда не пойдет. Трамвай
как ходил на «Площадь Чекистов» с эстакады направо и на разворотное кольцо,
так пока и будет ходить. А после соединения двух очередей трамвай проследует
напрямую от станции «Пионерская» до «Профсоюзной» и далее.
— Останется ли в таком случае кольцо на Чекистов?
— Кольцо здесь останется, но оно по просьбе эксплуатации
будет чисто технологическим. Оно сохранится как временный вариант, чтобы
дать возможность трамваю выйти на поверхность между двумя очередями СТ,
пока здесь не наладится движение. Может быть, потом это кольцо вообще
демонтируют, потому что в принципе в проекте оно не предусмотрено.
— Станции «Профсоюзная» и «ТЮЗ» практически готовы.
В прошлом году активизировались работы на станции «Ельшанка»…
— Строительные работы на станции «Ельшанка» были закончены
ещё три—четыре года назад. В прошлом году там сделана сантехника. На сегодняшний
день ведутся отделочные и электромонтажные работы. Думаю, что в этом году
мы эту станцию достроим. В целом, можно говорить, что вторая очередь готова
на 80 процентов.
— А строительство за станцией «Ельшанка» как-то связано
со скоростным трамваем?
— За железной дорогой будет сделана камера съезда трамваев.
Ведь по проекту на второй очереди не будет разворотного кольца. Трамвай,
не выходя на поверхность, в тоннеле будет заходить в камеру съезда (тупик),
а потом, пойдёт в обратном направлении.
Другие там не ходят
— Александр Дмитриевич, почему получилось так, что
первая очередь была запроектирована с перекрещивающимися тоннелями, а
вторая представляет из себя две параллельные прямые? Ведь если бы было
однообразие, может, тогда не появились бы проблемы и с подвижным составом
для СТ?
— Дело в том, что строительство первой очереди скоростного
трамвая началось в 1970-м году. Тогда ещё и мысли не было о том, что когда-нибудь
будет разработан трамвай с двусторонним расположением дверей. Подобные
вагоны для метрополитена производились, а вот трамваев таких не было даже
на Западе. Поэтому первую очередь скоростного трамвая сделали с перекрещивающимися
тоннелями, чтобы вагон с правосторонним расположением дверей в подземной
части всегда выходил слева. А вот вторая очередь уже проектировалась тогда,
когда стали появляться вагоны с двусторонним расположением дверей. Сегодня
они уже довольно-таки популярны и в мире, и в России в том числе. Поэтому
тоннели на второй очереди решили не перекрещивать. Потому что это, во-первых,
затратное дело, а, во-вторых, есть свои сложности и в строительстве, и
в эксплуатации. Хотя три—четыре года назад обсуждался вопрос — перекрестить
тоннели, построить стрелки и сделать встречное движение. Но идея эта не
совсем правильная и не безопасная. В любом случае по второй очереди пойдут
вагоны только с двусторонним расположением дверей, другие здесь ходить
не могут.
50 на 50 помогут достроить метротрам?
— Вопрос, который интересует, наверное, многих волгоградцев:
вырисовываются ли какие-то конкретные сроки окончания строительства второй
очереди СТ?
— Согласно трёхлетнему плану финансирования объектов
строительства из федерального бюджета окончание строительных работ на
второй очереди волгоградского скоростного трамвая предусмотрено на 2009
год. Но реализуется ли это, не могу сказать. Всё зависит от финансирования.
— А каково же финансирование на этот год? Есть информация,
что по сравнению с предыдущими, в 2007-м оно заметно увеличилось.
- Если сравнивать с другими годами, то это действительно
так. В 2003, например, нам выделили из федерального бюджета 14, 2 млн.
рублей, в 2004 — 26,6 млн., в 2005 — 21,1 млн. рублей. И если в прошлом
году мы получили от федерации 37,1 млн. рублей, то в текущем нам дают
81,8 млн. рублей. Это хорошая сумма. К тому же и местные власти принимают
все меры, чтобы профинансировать строительство скоростного трамвая в том
же объёме.
— Это, наверное, результат прошлогоднего ноябрьского
совещания, которое состоялось в Правительстве и на котором присутствовали
руководители нашего региона?
— Эта работа велась на протяжении последних десяти лет.
Мы добивались того, чтобы наш скоростной трамвай включили в строку «Метрополитены»,
так как это связано с финансированием из федерального бюджета. К нам поначалу
не прислушивались, но вопрос этот всё же созрел, и теперь волгоградский
скоростной трамвай числится среди тех 11 городов Российской Федерации,
которые строят метрополитены.
Конечно, мы понимаем, что на строительство метро требуются
сотни миллионов рублей. Но и нам, например, для окончания строительства
второй очереди СТ тоже требуется около 800 млн. рублей. Без поддержки
федерального бюджета здесь не обойтись.
А ноябрьское совещание 2006 года в основном было посвящено
другому вопросу, не менее важному для метростроевцев. Согласно постановлению
Правительства от 2002 года финансирование подобных объектов предусматривалось
в таких пропорциях: 80 процентов — субъект федерации, 20 — из федерального
бюджета. На этом совещании было принято решение: ходатайствовать перед
правительством об изменении пропорции выделения бюджетных средств в объёме
пятьдесят на пятьдесят. Жизнь показывает, что это реальные цифры, которые
из-за дефицита своих бюджетов, могут осилить субъекты федерации. Мы давно
за это бьёмся, решение принято, но на уровне Федерального агентства железнодорожного
транспорта (Росжелдора). Оно обратилось к правительству с таким предложением,
но пока это решение не закреплено ни постановлением правительства, ни
федеральным законом.
Вопрос-ответ
У каждой станции своё лицо
«Ждём пуска второй очереди нашего скоростного трамвая.
А пока расскажите хотя бы, как будут выглядеть новые станции СТ?»
В. Денека.
Станция «Профсоюзная» расположена в Ворошиловском районе
под проезжей частью по улице Рабоче-Крестьянской. Подземные пешеходные
переходы, являющиеся входом в станцию, выходят с одной стороны к Торговому
центру Ворошиловского района, с другой — к кинотеатру «Киномакс».
Конструктивное исполнение станции напоминает станцию
метро «Комсомольская» первой очереди скоростного трамвая. Она колонного
типа, двухуровневая, с так называемыми антресолями. Служебные помещения
будут размещены вдоль всей платформы и связаны при помощи балконов, входящих
в центральный пролет. Это значительно увеличит пространство посадочного
зала.
Станция «ТЮЗ» расположена под проезжей частью улицы Рабоче-Крестьянской.
Подземные пешеходные переходы, являющиеся входом на станцию, выходят с
одной стороны к Театру юного зрителя, с другой — на улицы Рабоче-Крестьянскую
и Иркутскую.
Архитектура станции «ТЮЗ» похожа на подземную станцию
«Площадь Ленина» первой очереди СТ. Люстры и облицовка стен в виде драпировки
создадут новый, отвечающий названию образ.
Станция «Ельшанка» расположена на правом склоне Ельшанского
оврага. Вестибюль станции находится на поверхности, а её платформенный
участок — под землёй.