Одной из самых важных работ по реконструкции станций Московского метро
в 2003-ем году без сомнения стала полномасштабная реставрация отделки
станции «Новослободская». Открытая в 1954 г., «Новослободская» по праву
считается одной из самых красивых станций Московского метро. Её гармоничность,
какая-то особая уютность и притягательность сразу бросается в глаза. Днём
на станции часто можно встретить экскурсионные группы зарубежных туристов,
восторженно фотографирующих главную её достопримечательность: стеклянные
витражи, размещённые в пилонах станции как со стороны центрального так
и боковых залов. Особую атмосферу придают также большие низко висящие
люстры. Количество витражей и люстр кратно восьми: по восемь витражей
с каждой стороны центрального зала, ещё по восемь с обратной стороны пилонов
в боковых залах, восемь люстр в центральном зале. Однако до последнего
времени всё это великолепие пребывало в весьма плачевном состоянии. За
почти полвека станция потускнела, люстры покрылись слоем пыли и грязи,
часть стёкол витражей была утеряна, некоторые куски вообще заменены простым
стеклом, мрамор тоже потерял свой былой блеск, великолепное мозаичное
панно в торце зала хоть и не потеряло своего величия, но смотрелось также
уныло. Несмотря на всё это, как сложное техническое сооружение станция
сохранилась относительно хорошо: практически нет следов от подтёков воды
сквозь обделку, почти нет трещин на мраморных плитах. Видимо отчасти и
благодаря этому фактору реставрацию станции начали вести без замены элементов
отделки и декора за исключением утерянных.
В феврале 2003 г. пассажиры неожиданно для себя начали
замечать исчезновение витражей в центральном зале. Если вначале это вызывало
опасения и различные несуразные предположения (опровергаемые даже в столичной
прессе), то после того как стали видны первые результаты работ, общественное
мнение успокоилось. За короткий срок были сняты все 16 витражей центрального
зала, начали снимать и люстры, панно в торце было закрыто металлическими
щитами.
Технология работ по реставрации представляет собой следующее:
витражи разбираются на отдельные стёклышки, неповрежденные стёклышки отмываются,
утерянные фрагменты изготавливаются заново, рисунок, естественно, полностью
сохраняется. Окантовка витражей очищается щётками и красится золотой краской,
люстры снимаются и очищаются от грязи и пыли, мрамор также очищается щетками
и полируется, отдельные трещины замазываются специальными мастиками, заново
белится потолок. Также восстанавливается подсветка витражей. В целом,
станция, полностью сохранив свой неповторимый облик, вернулась к нам во
всём блеске, чтобы и дальше радовать москвичей и туристов. Все работы
на станции были завершены к 15 мая 2003 г.
|