В конце 80-х годов существовали прожекты строительства метро
в Саратове. О них вообще-то известно мало, поскольку дальше гидрогеологических
наработок дело не продвинулось. Первоначальный проект был очень похож
на самарский. То есть начать строительство там, где попроще и с условиями,
и поменьше затрат, а уж потом добраться и до центра. Вообще, город имеет
исключительно сложный рельеф, практически "обмотан" вокруг Жёлтой горы,
и прилично вытянут как к югу, так и к северо-западу.
Поначалу идея была такая - начать строительство первого
участка от Комбайного завода и других промышленных предприятий Заводского
района и Комсомольского посёлка к центру вдоль улицы Чернышевского. Реализован
такой проект явно быть не мог, так как водонасыщенность грунтов (а трасса
проектировалась практически по берегу Волги) потребовала бы таких затрат
на водопонижение, что у самих проектировщиков волосы встали дыбом.
Тогда решили строить из Ленинского района, из микрорайона
Солнечный, вдоль проспекта 50-летия Октября к вокзалу и центру. Это было
уже реальнее. Но настал 91-й год, Союз рухнул, и стало не до метро.
Нало сказать, кроме обычных для старых городов издержек (узкие
улицы, пересеченный рельеф местности, непрямые направления пассажиропотоков)
и таких распространенных геологических препятствий, как обводненные и
песчаные грунты, под Саратовом много пустот с природным газом. Такого
нет ни в одном городе, где планировалось как факт строительство метро.
PS.
Подробные материалы по технико-экономическому обоснованию и проектированию
строительства метро есть в Ассоциации заказчиков по строительству метрополитенов
СНГ "Инвестстройметро" (бывшее "Ассодстройметро").
PPS.
Ныне Саратов задумал объединиться с Энгельсом, обогнать Ростов, Уфу, Волгоград,
Пермь, стать 10-м городом в России (1,08 млн.), и на правах миллионера
получить метро, нужное особенно единой городской системе, нежели собственно
Саратову.
1) Саратов и Энгельс де-факто уже единый город, а не просто агломерация.
Инфраструктура практически общая. Например, дамбы, энергосети, ж/д хозяйство,
... Наконец, общеизвестна общая троллейбусная система (маршруты, оплата, обращение
подвижного состава, ...), нужная, но разорванная как раз из-за административных проблем разных хозяев.
Не говоря уже о единых трудовых ресурсах.
2) Москва, похоже, технически готова к тому, чтобы дать добро на аншлюс.
Например, официальные карты и планы (от геодезических до обывательских)
с 2001 г. выпускаются как "Саратов-Энгельс". В большинстве случаев в технической
общероссийской документации также фигурирует это название.
3) В свою очередь, Энгельс де-факто включает примыкающий (но пока административно
отдельный) городок Приволжский, к-рый к нему ближе, чем некоторые части
самого Энгельса и к-рый также органично входит в единый 3-хдамбовый город.
Если объединение будет оформлено с учетом Приволжского, то СуперСаратов,
похоже, выйдет на 8-ое место в России (1,11 млн.), обогнав еще и Челябинск.