Станция «Щёлковская», конечная Арбатско-Покровской линии,
была открыта в 1963 году. Это время, когда повсеместно велась борьба с
«архитектурными излишествами», наложило свой очень заметный отпечаток
на Московское метро: похожие как две капли воды колонные «сороконожки»
появлялись в новых районах, застроенных такими же одинаковыми пятиэтажными
«хрущобами». Это было время утилитарного дизайна. Главная цель - скорость;
станции сдавались целыми сериями и отличались друг от друга только цветом
облицовочной плитки и дешёвой мраморной отделки колонн. Такой стала и
«Щёлковская». Облицовочная плитка со временем осыпалась от плохого качества
работ и вибрации от поездов. На осыпавшиеся места клеили новую плитку.
Часто цвет подбирали лишь приблизительно, а иногда и совсем не подбирали.
В результате, к настоящему времени большинство станций выглядят очень
неопрятно и требуют срочного косметического, а иногда и капитального ремонта.
Нельзя сказать, что «Щёлковская» стала первой станцией в ряду реконструируемых.
Несколько лет назад полностью заменили плитку на «Проспекте Вернадского»,
затем на участке «Войковская» - «Речной вокзал». Здесь вместо старой плитки
клеили новую, полностью сохраняя рисунок и цвет. По другому пути пошли
на «Беговой». Здесь фиолетовая плитка была заменена на весьма посредственный
белый мрамор. К тому же работа была выполнена из рук вон плохо, и станция
вряд ли сильно выиграла от такой замены. Гораздо лучше была выполнена
работа на «Чистых прудах», где качественную но уже сильно потёртую плитку
30-х годов заменили на хороший мрамор, сохранив рисунок. Однако «Чистые
пруды» - не «сороконожка», а это уже совсем другая история.
На «Щёлковской» впервые решили применить другую
стратегию. Чем менять старую плитку на новую (читай: шило на мыло) или
делать «сороконожку» сомнительным «мраморным дворцом»,
не лучше ли просто сделать станцию чуть современнее. Для этого отлично
подошли пластиковые панели. Цвет сохранили оригинальный - тёмно-желтый.
Полоса в нижней части путевых стен, выложенная чёрной плиткой тоже была
сохранена. Только плитку и здесь заменили, на этот раз на мрамор. Перед
закреплением пластиковых панелей, щели в стене между бетонными блоками
тщательно замазываются цементным раствором. Узкие панели закреплены вертикально,
что, как известно, зрительно увеличивает высоту потолка. Отдельные горизонтальные
вставки сделаны под название станции и указатели станций. В целом, станция
стала выглядеть гораздо симпатичнее и современнее, и, конечно, хотелось
бы, чтобы со временем подобной реконструкции подверглись бы и другие «сороконожки».
|