Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Строительство
Планы
Изменения
Легкое метро
Монорельс, МОЖД и др.
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Воробьёвы горы


14 декабря 2002 г., в 11ч 55 мин, после 19 лет реконструкции,
станция «Воробьёвы горы» вновь открылась
для обслуживания пассажиров!

Вид метромоста летом 2001 г. Станция «Воробьёвы горы» (первоначальное название, под которым станция просуществовала около 40 лет как в действующем, так и в заброшенном состоянии - «Ленинские горы») — одно из самых уникальных сооружений железнодорожного транспорта в России. Станция была открыта в 1959 году на нижнем ярусе метромоста, соединяющего Комсомольский проспект с Проспектом Вернадского. В дизайне станции преобладали характерные для того времени мотивы аскетичной архитектуры периода борьбы с излишествами, да и особенно красивой отделку станции никак нельзя было назвать. Тем не менее, станция была одной из самых любимых москвичами. Вероятно, столь благотворно влияло её расположение, с выходами по обеим сторонам Москвы-реки на набережные, с возможностью подняться по отдельной эскалаторной галерее наверх на ул. Косыгина, откуда можно было дойти до смотровой площадки и Главного корпуса МГУ. На станции назначали свидания, через неё ездили на соревнования в Лужники и на только входившие тогда в моду пикники на склонах Воробьёвых гор. Правда, надо заметить, что на большие нагрузки «Ленинские горы» рассчитаны не были (её даже закрывали во время крупных соревнований) и играла она роль типично рекреационной станции, активно работающей только в выходные и праздники. В этом плане её можно поставить в один ряд с такими станциями как «Гидропарк» в Киеве или недавно открытым «Крестовским островом» в Петербурге.

Строили «Ленинские горы» ударными темпами, всего за 15 месяцев, используя самые современные на тот момент технологии. Однако одна из новаторских технологий того времени сыграла над станцией злую шутку. Речь идет о ставшей притчей во языцах добавке соли в бетон. Почти всегда это называют нарушением технологии. Но есть все основания говорить, что это не было нарушением, а собственно технологией и было. Таким методом способствовали вовсе не быстрому схватыванию бетона (как принято считать), а хотели повысить его морозостойкость в условиях зимней эксплуатации конструкций, испытывающих постоянные тяжелые нагрузки. Однако соль вызывает активную коррозию металлоконструкций, и из-за угрозы для безопасности пассажиров, станция была закрыта 25 октября 1983 года. Первоначально поезда проезжали её без остановки (таким образом, исключались нагрузки на мост, вызванные торможением и разгоном составов). Затем по обеим сторонам построили временные (как тогда казалось) обходные мосты и перевели на них поезда. Станция окончательно на многие годы стала «призраком». О её ремонте не думали, так как была очевидна необходимость полной замены конструкций как нижнего, так и верхнего автомобильного яруса, а это вызвало бы паралич движения автотранспорта на юго-западе Москвы (на время закрытия моста). Постепенно железобетонные конструкции нижнего яруса разобрали, вестибюли стали пристанищем бомжей и неформальной молодежи, а на оставшихся металлических фермах даже снимали сцены нового российского боевика.

Вид метромоста в мае 2002 г. Фото Александры Южаковой. Перемены пришли вместе со строительством 3-го транспортного кольца. Первым же участком кольца стал Бережковский мост через Москву-реку. Появилась надежная связь между Юго-Западом и Хамовниками, и в 1999-ом году было принято решение о закрытии и разборке метромоста. Работы шли ударными темпами. К весне от моста остались только две конструкции - огромные фермы главного пролета. Тут же началось сооружение нового верхнего яруса, и в 2000 г. по новому мосту снова помчались автомобили. Для теперь уже «Воробьёвых гор» началась новая эпоха.

Надо сказать, что кроме двух ферм от старого моста не осталось ничего. Была изменена даже сама конструкция, теперь пути для поездов должны были держаться не на дополнительных малых фермах, а на своих же пролетах бывших временных мостов, поставленных на новые опоры. На главных фермах отныне держалась лишь платформа станции. В 2001 году платформенная часть была в целом закончена, а июле-августе 2002 г. Сокольническая линия была обрезана по «Спортивной». Строители ударными темпами перенесли на новые опоры центральные пролеты временных обходных мостов, и поезда пошли уже по постоянному пути. Оставшиеся до открытия месяцы ушли на отделку, и 14 декабря 2002 г. обновлённая станция вновь приняла своих пассажиров.


Вид метромоста в мае 2002 г. Фото Александры Южаковой.


ФОТОАЛЬБОМ



© Андрей Суриков, 2001—2002.