Метро двигают в Краснодар
Группа предпринимателей, инженеров и ученых представила на рассмотрение в администрацию Краснодара инвестиционное предложение по строительству метрополитена.
Предложение предусматривает семь вариантов прокладки линий метро в городе. «Около двух недель назад мы направили письмо губернатору Кубани с просьбой рассмотреть возможность создания метро в Краснодаре, — говорит Шота Путуридзе, профессор, председатель инициативной группы, разработавшей предложение по строительству „подземки“, — надеемся, что скоро получим ответ».
Это первое громкое обсуждение проекта. Впервые о его строительстве в краевом центре заговорили два года назад. Но тогда это было на неофициальном уровне. Сейчас инициативная группа добивается включения проекта строительства метрополитена в генплан Краснодара. Власти города считают эту идею вполне осуществимой.
«Метро в Краснодаре может появиться уже через 7–9 лет. Вполне возможно, что к 2013 году мэрия закажет разработку проекта метрополитена. Предложение инициативной группы — первый шаг к этому. Стоимость строительства метро сопоставима с годовым бюджетом столицы Кубани. Ветка длиной 11 км обойдётся в 11 млрд руб., а бюджет города — около 15 млрд руб.», — сообщил Александр Кузнецов, главный архитектор Краснодара.
Камень преткновения строительства метрополитена — не только стоимость работ — от 11 млрд до 300 млрд руб. (по оценкам участников инициативной группы), но и целесообразность проекта.
«Краснодару для обеспечения нормальной работы транспорта надо все основные магистрали расширить почти на 50%. Сделать это невозможно, а метро вполне решит такую проблему», — считает Владимир Живоглядов, заведующий научно–исследовательской лабораторией организации и безопасности движения Северо–Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий.
По расчётам экспертов, метро окупается, если плотность населения в городе — порядка 20 тыс. человек на 1 км2. В Краснодаре этот показатель в 10 раз меньше — 2 тыс. человек на 1 км2.
«Метрополитен Москвы — прибыльное предприятие, которое полностью обеспечивает себя», — сообщил Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена. Одна поездка в столичной «подземке» стоит 19 руб. Из них метро получает 12,47 руб. (это покрывает затраты на перевозку пассажира и даёт 7% прибыли). Оплата проезда в краснодарских троллейбусах и трамваях — 6 руб. Они едва покрывают затраты на перевозку одного пассажира и не дают возможности развиваться парку.
Средняя скорость движения составов в метро — 50 км/ч. В случае строительства его в Краснодаре, жители спальных районов города смогут добираться до центра за 10 минут (сейчас это может занимать до 1,5 часов). «Кроме финансовых показателей строительство метро в Краснодаре не ограничено ничем, — рассказывает Александр Горшков, заместитель директора по капстроительству ООО „Российская стекольная компания“ (участник проектирования метро в Ташкенте и Минске). — Грунт под городом вполне подходит для прокладки метро. Ширина пласта воды и течение грунтовых вод меньше, чем в Петербурге или Ташкенте».
Правительство РФ планирует ежегодно увеличивать финансирование на строительство метро. В 2008 году выделено 8,8 млрд руб., в 2010 году — 10,65 млрд руб. Но, по мнению первого вице-мэра Москвы Юрия Росляка, «для всех метрополитенов России это очень мало».
22 мая 2008 г.