На метро денег нет
Красноярск консервирует последнюю станцию недостроенного метро. Чтобы продолжить строительство, у краевых и федеральных властей нет денег.
Управление по строительству Красноярского метрополитена объявило на 28 июня конкурс на разработку проекта консервации тоннеля между станциями «Высотная» и «Копылова». На разработку проектной документации у проектировщика от 60 до 90 дней, стоимость контракта — 1,08 млн руб. Это последняя станция первого пускового комплекса, объединяющего три станции на левом берегу Енисея — «Высотная», «Площадь Революции» и «Вокзальная».
На завершение всей первой очереди понадобится около 36 млрд руб., говорит директор управления по строительству Красноярского метрополитена Николай Болдин. Таких денег нет ни в краевом, ни в городском бюджете, сказано в ответе «Ведомостям» пресс-службы правительства Красноярского края. По словам Болдина, за время строительства (см. врез) на красноярскую подземку было выделено около 2,5 млрд руб., из них 2/3 — федеральные деньги. Федерация выделяла 80% средств, а 20% — краевые и муниципальные. В 2007 г. стороны перешли на схему 50/50. В 2010 г. «Красноярскметрострой» вовсе перестал получать финансирование. Из-за нехватки средств в 2009 г. власти законсервировали станцию «Площадь Революции», в 2011 г. — «Вокзальную».
«Постоянно ведутся переговоры на федеральном уровне, но на данный момент конкретных перспектив по финансированию этого проекта из федерального бюджета также нет», — сказано в ответе пресс-службы краевого правительства. Пресс-служба Минтранса адресовала «Ведомости» в Росжелдор, который распределяет бюджетные средства для метростроения. Получить комментарии в Росжелдоре вчера не удалось. Сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков на пресс-конференции на прошлой неделе сообщил, что федеральный центр не планирует финансировать строительство метро в Красноярске.
Красноярские власти пытаются решить транспортную проблему без помощи метро. За 1,4 млрд руб. к 2015 г. будет построено Первое транспортное кольцо, которое позволит объехать город по кругу без заезда в центр. И в те же сроки за 12 млрд руб. — четвёртый автодорожный мост через Енисей, путепровод через железную дорогу от Северного шоссе до ул. Авиаторов, развязку между ул. Брянской, 2-й Брянской и Калинина и др. Оба конкурса (в апреле и мае 2012 г. соответственно) выиграл «Сибмост» (Новосибирск).
Несмотря на то что Красноярск стал миллионником только в 2012 г., он давно нуждается в подземном сообщении, считает депутат Госдумы Виктор Зубарев. «Даже четвёртый мост через Енисей не решит проблему пробок», — уверен он. Депутат Анатолий Матюшенко отмечает, что построить мост — это всё же быстрее и дешевле, чем метро. Оба надеются, что Красноярск выиграет конкурс на проведение Универсиады в 2019 г. и тогда сможет получить федеральные деньги на достройку метро.
РАСХОДЫ НА МЕТРО
В 1983 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о строительстве метрополитена, тогда Красноярск ещё не был миллионником. В 1984 г. «Харьковметпроект» приступил к проектированию, в 1989 г. все спроектированные, но непостроенные проекты метро в СССР были закрыты. В 1993 г. «Красноярскметропроект» разработал первую очередь из пяти станций на левобережье: «Высотная», «Вокзальная», «Улица Копыловская», «Площадь Революции», «Проспект мира», перегонных тоннелей между ними и электродепо. Длина тоннеля первой очереди — 8,5 км. Планируемый объём перевозок — более 50 млн человек ежегодно. В перспективе — строительство станций на правобережье. Подрядчик «Красноярскметрострой» приступил к строительству первого пускового комплекса в 1994 г. Красноярский муниципалитет ежегодно тратит 50 млн руб. на поддержание безопасности подземных горных выработок в недостроенном метро.
28 мая 2013 г.