Московское метро с испанским «акцентом» или испанский «акцент» в московском метро
Москва намерена внедрить испанский опыт метростроения, когда для движения поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются два пути. Испанский стандарт проектирования предусматривает строительство станций не с одной островной платформой, а с двумя боковыми и выходами в торцах станции. Такой способ предполагается использовать при строительстве Второго кольца (Третьего пересадочного контура) и Кожуховской ветки метро.
В блиц-интервью Порталу Стройкомплекса Хесус Трабада — генеральный директор компании Bustren PM (Испания), которая занимается проектированием этих линий, рассказал о сооружении двухпутных тоннелей в метрополитене Москвы.
— Как Вы получили приглашение работать в российской столице?
— Наша команда прибыла работать в Москву по приглашению городского правительства. У нас огромный опыт работы в этой сфере, ведь мы построили около 200 километров линий метрополитена в Мадриде, причём значительная часть из них — двухпутные тоннели.
— Как давно применяются такие тоннели в Испании, и насколько они безопасны?
— Двухпутные тоннели стали строить с 1917 года, а первая линия мадридского метрополитена была открыта в 1919 году. Надо сказать, что 90% всех тоннелей метро в Мадриде — двухпутные. Более того, в таких тоннелях больше пространства, поэтому в случае чрезвычайных ситуаций это может помочь при экстренной эвакуации людей.
— В чём ещё преимущества строительства двухпутных тоннелей в метро?
— Такой способ сооружения метротоннелей позволяет снизить стоимость строительства метро до 30% в отличие от строительства двух параллельных тоннелей. Это главное. Строятся двухпутные тоннели тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) с диаметром около девяти метров. При этом ТПМК «протягиваются» через станции, то есть щит после завершения проходки от одной станции к другой не демонтируется, а следует дальше, начиная проходку следующего перегонного тоннеля.
— Над какими именно проектами вы сейчас работаете в Москве?
— Мы работаем сейчас над проектом семикилометрового участка Кожуховской линии, а также начинаем проектирование трёх участков Третьего пересадочного контура (Второго кольца) метро — западного, восточного и северо-западного. Всего на ТПК планируется построить около 30 километров двухпутных тоннелей и 10 станций с боковыми платформами.
— Когда завершится проектирование?
— Работы по проекту Кожуховской линии, стадия «П» (проект. — Ред.), выполняемому нами по контракту, уже близятся к завершению. Проектирование участков Второго кольца метро находится на начальной стадии.
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя проекты линий для московского метрополитена?
— Все проекты, связанные с подземными работами, предполагают определённые трудности, так как речь идёт о сложных сооружениях. Несмотря на то, что станции, проектируемые по испанской технологии, значительно менее протяжённые, чем российские, на Кожуховской линии мы столкнулись с многочисленными трудностями, связанными с проблемой размещения станций и выходов. Это вызвано большим количеством коммуникаций, существующих в Москве, и сложностями их выноса.
Также необходимо отметить трудность применения российских нормативов, объёмных и очень детальных, рассчитанных на российские технологии. В некоторых случаях их применение к другим технологиям, отличным от российских, оказывается проблематичным. Однако справиться с этой трудностью нам помогает команда российских специалистов нашей компании, которая выполняет очень важную работу по адаптации проектов.
— Мешает ли работе языковой барьер?
— Языковой барьер также представляет собой дополнительную сложность. В любом случае упомянутые трудности постепенно преодолеваются, и проекты, разработанные с учётом применения испанских технологий и адаптированные в соответствии с потребностями нашего клиента и московского метрополитена, завершаются.
Мы качественно выполняем работу. И мы полагаем, что она получит должную оценку. При разработке проектов ТПК, выполняемых в соответствии с заключёнными контрактами, нам очень пригодится опыт, приобретённый нами при проектировании Кожуховской линии метрополитена. Он позволит нам с большей лёгкостью преодолевать сложности, которые возникли при разработке нашего первого проекта для московского метро.
20 августа 2014 г.