До и после 100-го кольца
К середине мая проходчики участка Юрия Остапенко из СМУ-5, ведущие проходку наклонного хода к новой станции «Петровско-Разумовская», смонтировали в нём 100-е кольцо чугунной обделки. Всего же их потребуется 149. Значит, две трети подземного пути остались позади. Нельзя сказать, что они дались просто. В разные моменты сюрпризы преподносили то техника, то кадры, то недра…
На техническом вооружении участка находится блокоукладчик, изготовленный на Метромаше несколько лет назад.
– Мы его получили от СМУ-8, – рассказал мне Юрий Остапенко. – Немного подремонтировали. Затем сюда приезжали специалисты из УММ и помогли отрегулировать основные системы – там ведь теперь и электроника есть. Облегчая в целом труд машиниста, она иногда создаёт проблемы. Например, с джойстиком, который управляет укладчиком. Оперативно найти решение в том случае помогло личное участие главного механика Мосметростроя Михаила Ивановича Маслова. Спасибо ему: он быстро связался с изготовителями и контролировал ситуацию до конца.
Вступивший в беседу потомственный метростроевец, механик участка Роман Приймич добавил, что добрых слов заслуживает и известный на всё СМУ-5 универсальный специалист – машинист тоннелепроходческого комплекса Валерий Поснов, наладивший в наклоне гидравлику блокоукладчика.
Кадровые особенности таковы: машинисты блокоукладчика на участке свои – проходчиками командует сквозной бригадир Виктор Чемерикин, вот уже четверть века строящий столичное метро. Здешний наклонный ход – третий в его биографии. Но на предыдущем (на «Сретенском бульваре») он был обычным бригадиром, а теперь отвечает за все смены. Его прежнюю бригаду теперь возглавляет Максим Годияк, над которым Чемерикин взял шефство. Примерно так же, как когда-то – во время строительства «Чеховской» – ему самому помогал освоиться в тоннелях знаменитый бригадир-орденоносец Равиль Нугаев.
– Максиму я могу полностью доверять, – делится своими соображениями Чемерикин. – Подтягивается к нужному уровню и бригада Вадима Холода, хотя в ней преобладают новички. Новички, конечно, бывают разные. Взять Алексея Лизунова. Его деда, тоже Алексея Лизунова, хорошо помнят у нас в СМУ-5 как отличного проходчика. Ну и внук старается на него походить.
Вообще-то сквозной бригадир согласен с широко распространённым мнением, что для нормального становления надежного подземщика требуется не менее трёх, а то и пяти лет. При этом, надо полагать, имеется в виду, что за такой срок человек может на нескольких разных объектах набраться опыта. Но, с другой стороны, может быть, проходку наклона стоит учитывать с каким-нибудь повышающим коэффициентом?
К тому же основные трудности на проходке эскалаторного тоннеля новой «Петровско-Разумовской» вызваны не самим его наклонным направлением, а неблагоприятными гидрогеологическими условиями, а говоря конкретнее – очень сильным водопритоком из пластов известняка.
– На первых порах ничего особенного здесь не ожидалось, – вспоминает механик Роман Приймич. – Применяя буровзрывной способ, мы по наклону продвигались со скоростью до 14 колец в месяц. Конечно, было известно, что впереди нас ожидает водонасыщенный известняк. Соответственно, был налажен первичный водоотлив. Обычный насос потихоньку качал воду из забоя в перекачной бак, а оттуда её выдавали на поверхность. Но когда пошла серьёзная вода, такая схема перестала справляться. Водоприток образовался очень мощный – более 150 кубов в час, порой до 200, вода била со всех сторон, но особенно сильно – с левого бока тоннеля. Возникла опасность затопления наклона. Пришлось резко усиливать водоотлив. Теперь у нас работают 4 центробежных насоса мощностью по 100 кубов. Столько и магистралей проложено.
Судя по нынешней ситуации, запас мощностей оказался не лишним. Во-первых, постоянно возрастает высота столба, который нужно преодолевать для выдачи воды из наклона. Во-вторых, пройдя небольшой водоупорный слой глины, проходчики снова вошли в водоносный известняк. Значит, суммарный водоприток усилился.
– После очередного взрыва в забое снизу, от лотка, через полуметровую толщу воды пробивалось ещё что-то вроде гейзера, – делится наблюдениям Приймич.
В таких условиях вся система водооткачки должна действовать очень надежно, без сбоев. По мнению механика бригада слесарей Владимира Гапоненкова и бригада электриков Анатолия Демьяненко со своими задачами справляются. В наклоне обеспечивается круглосуточная работа, без выходных и праздников – подземная стихия ни себе, ни другим передышек не даёт.
И проходчики в таком напряжённом режиме продолжают пробиваться через известняк вперёд и вниз. Целые смены проводят в прорезиненной спецодежде, отчего она запасена в двух комплектах: пока в одном люди работают, второй – просыхает. По объективным причинам, цикл разработки породы под очередное кольцо существенно удлинился. Например, только на зарядку шпуров взрывникам требуется до полутора часов. Немало времени отнимает и откачка воды до приемлемого уровня. Поэтому общая скорость проходки снизилась до 8-9 колец в месяц…
По прикидкам инженеров, в этих условиях придётся собирать ещё около 30 колец. Те, кто доведёт наклон до веерной части, с полным основанием смогут сказать, что прошли через одно из самых серьёзных испытаний, которые припасли метростроевцам московские недра.
31 мая 2013 г.