По оценкам специалистов, пятую часть пассажирских перевозок
в Новосибирске выполняет метрополитен — самый скоростной и комфортный
вид городского транспорта. Достаточны ли эти объемы для столицы Сибирского
федерального округа? Точного ответа на такой вопрос не существует. Между
тем по нормативам плотность магистральной улично-дорожной сети для городов
масштаба Новосибирска должна составлять 1,5 километра на квадратный километр
так называемой групповой планировочной структуры. Фактически же этот показатель
составляет 0,52, что почти в три раза меньше нормы. То есть и по статусу,
и по нормам общественному транспорту у нас на дорогах просто-напросто
тесно. И единственный способ радикально изменить ситуацию — продолжать
строить метро.
Высказываясь недавно по этому вопросу, мэр Владимир Городецкий
заверил, что метростроители сохранят набранный за последний год темп,
а власть обеспечит необходимое финансирование. Для поддержания темпа строительства
в этом году потребуется сумма в 370 миллионов рублей. По словам Городецкого,
город возьмёт на себя половину затрат и будет добиваться соответствующего
финансирования из федерального бюджета.
Согласно планам мэрии уже в этом году будет запущена
станция "Берёзовая роща". В 2005 году линии метро устремятся к двум новым
станциям — "Гусинобродская" и "Площадь Станиславского". В техническом
смысле наиболее сложным будет возведение "Гусинобродской": предстоит огромная
работа по выносу коммуникаций, для защиты котлована от грунтовых вод придется
целиком выгораживать строительную площадку бетонной стеной, а некоторые
участки нового перегона будут открытыми. Второй этап программы развития
метрополитена (2006—2010 годы) предусматривает ввод в эксплуатацию линии
"Площадь Маркса" — "Площадь Станиславского", начало строительства станций
"Доватора" и "Волочаевской". Эти станции будут достраиваться в рамках
третьего этапа, и к 2015 году общая длина сети новосибирского метро достигнет
21,5 километра. У нас будет действовать 16 станций, и, по прогнозам, за
год метро сможет перевозить 196 миллионов пассажиров.
Сегодня Новосибирск является одним из десяти городов
России, где продолжается строительство метро. И одним из шести городов,
где используют суперсовременное оборудование — канадский проходческий
щит Lovat. "Щит работает в Новосибирске, и мы никуда не хотим его увозить,
пока в городе не будет снята потребность в строительстве подземных сооружений",
— подчеркивает твердость намерений городской власти вице-мэр Владимир
Шумилов. И эта уверенность базируется на твердом фундаменте: прошедший
год показал, что власти Новосибирска вывели метростроение на принципиально
новый уровень, соответствующий наиболее прогрессивным стандартам и мировому
качеству менеджмента. Приближается время "защиты" объёмов финансирования
метростроения в Госстрое на 2005 год, и Управление заказчика по строительству
метро идёт защищаться, имея за спиной крепкий тыл, обеспеченный мэрией
Новосибирска.