МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 13.07.2024
    Санкт-Петербург – После 20 с лишним месяцев реконструкции открылась ст. «Чернышевская» Кировско-Выборгской линии. На станции силами АО «Метрострой северной столицы» капитально отремонтированы вестибюль и наклонный ход с заменой 3 ниток эскалаторов первой модели ЛТ-1 на 4 узкобалюстрадных машины модели КТП-V. «Чернышевская» стала второй станцией Петербургского метро, количество эскалаторов на которой было увеличено в процессе ремонта.
  • 03.07.2024
    Москва – Постановлением Правительства Москвы № 1488-ПП ст. «Коммунарка» Сокольнической линии присвоено новое наименование — «Новомосковская». Одновременно название «Новомосковская» получила строящаяся пересадочная ст. «Коммунарка» Троицкой линии, а строящейся ст. «Бачуринская» той же линии, в свою очередь, возвращено её проектное наименование — «Коммунарка».
  • 22.06.2024
    Москва – Закрыт участок Большой кольцевой линии на ответвлении от ст. «Хорошёвская» до ст. «Деловой центр» со станциями: «Шелепиха» и «Деловой центр». Количество действующих станций Московского метро сократилось до 261. Прекратил работу маршрут «Савёловская» – «Деловой центр». На Большой кольцевой линии движение поездов осуществляется только по кольцу в обе стороны. Закрытие станций вызвано тем, что при сдаче в эксплуатацию первой очереди Большой кольцевой линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Петровский парк» не были выполнены плановые работы по сооружению камеры съездов на II (восточном) пути перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская». Строительство камеры съездов необходимо для запуска первой очереди Рублёво-Архангельской линии до ст. «Бульвар Генерала Карбышева», в состав которой и войдут закрытые станции «Шелепиха» и «Деловой центр».
  • 18.06.2024
    Москва – По I пути пускового участка Троицкой линии от ст. «Новаторская» до ст. «Тютчевская» и по соединительной ветви между Большой кольцевой и Троицкой линиями прошёл габаритный вагон.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...станция «Улица Старокачаловская» Бутовской линии Московского метро с инженерной точки зрения отдельной станцией не является: она представляет собой две заключённые в монолитные тоннели платформы, расположенные по обеим сторонам станции «Бульвар Дмитрия Донского» и составляющие с ней конструктивное целое. Сам по себе факт наличия у одной станции нескольких платформ для разных линий вполне обычен в мировой практике метростроения, однако весьма необычным является то, что платформы фактически одной станции имеют разные названия.


Метро будет к 300-летию Омска

Госстрой готов стать финансовой «крышей» для метрополитенов, взяв на себя функции государственного заказчика по строительству метро.

8 октября начальник МУ «Дирекция строящегося метрополитена города Омска» Владимир ЕЛИСЕЕВ провёл пресс-конференцию, посвящённую строительству метро в Омске. Также он сообщил об итогах заседания очередной коллегии Госстроя РФ, заявив, что Госстрой готов разработать федеральную адресную программу по строительству метрополитенов в российских городах и выступить главным распорядителем бюджетных средств Федерации. Вопрос в том, дадут ли на это свое согласие Минфин, Минэкономразвития и Правительство РФ.

Справка

Проект строительства в Омске метрополитена разработали ещё в 80-е годы прошлого столетия. Тогда метрополитен был объектом федерального значения. По проекту планировалось построить сначала ветку от Красного пути до ул. Рабочая. И таким образом связать центр Омска с его промышленным районом. В 1987–1989 годах даже велись подготовительные работы: по улице Рабочей сносили дома, делали туннель. Но затем строительство было прекращено. СССР развалился, и метрополитен остался на плечах города. Работы возобновились лишь в 1992 году. (Сейчас по ул. Рабочая строительство осуществляет НПО «Мостовик»). Планировалось вести линию станция метро «Рабочая» — станция «Туполевская» и далее до Красного пути, одновременно начав строительство метромоста. Однако финансирования не хватало, а на участке по ул. Рабочая необходимо было сносить большое количество домов, что требовало немалых денег. Кроме того, к середине 90-х пассажиропоток в том районе города значительно снизился. Поэтому метростроевцы решили изменить очерёдность пуска линий метрополитена: сначала связать центр города с левым берегом Иртыша, построив метромост, открыть линию «Красный путь» – «Лукашевича», а затем «Красный путь» – «Рабочая». (В 2000 году Госстрой утвердил этот новый проект). Согласно обновлённому проекту возвести метромост и открыть по нему автомобильное движение планировалось в 2003 году. Но из-за недостаточного финансирования мост завершён не был. Теперь план строительства метро в Омске предусматривает открытие метромоста в конце 2004 года (на это требуется 1,5 млрд рублей), пуск линии «Красный Путь» – «Лукашевича» — в 2008 году (11 млрд рублей), линии «Красный путь» – «Рабочая» — в 2015 году (23 млрд рублей). Общий объём необходимого финансирования — более 35 млрд рублей.

Как всегда, виноваты финансы

Как рассказал Владимир ЕЛИСЕЕВ, в период с 1992 года по 2000 год финансирование работ по строительству метрополитена осуществлялось в основном за счёт средств из Москвы в рамках программы господдержки региональных проектов. Всего было выделено 213 млн рублей. «Тогда ни муниципалитет, ни субъект Федерации не могли давать серьёзных денег. Ситуация несколько изменилась, когда в декабре 2000 года губернатор издал указ № 46 о финансировании работ по строительству метромоста за счёт средств областного бюджета. В 2001–2002 годах из бюджета области поступило более 500 млн рублей. В 2003 году — 200 млн рублей. Помогает и город, правда, чисто организационными вопросами. Но, несмотря на то, что финансирование осуществляется и из Москвы, и из субъекта Федерации, завершить возведение метромоста в 2003 году не удастся, так как денег всё равно недостаточно», — отметил он.

Подобная ситуация с недостатком средств на строительство метрополитенов сложилась ещё в 12 городах России. (Строительство станций метро и их ремонт осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Начато строительство метрополитенов в Омске, Челябинске, Казани, Уфе, Красноярске, Волгограде. — Ред.) Возможно, учитывая этот факт, председатель Госстроя РФ Николай КОШМАН, будучи в Омске в феврале 2003 года на расширенной коллегии Госстроя по проблемам ЖКХ и посетив строящийся метромост, пообещал, что вынесет на обсуждение коллегии вопрос о строительстве метро в российских городах.

Москвичи против Госстроя

По словам ЕЛИСЕЕВА, такая коллегия состоялась в конце августа в Москве и «там было принято три очень важных решения». Первое о том, что Госстрой России выйдет в Правительство РФ с предложением выступить в качестве госзаказчика по строительству метро в российских городах и взять на себя функцию по распределению государственных средств на метро.

— Правда, против такого решения выступали москвичи и питерцы, — подчеркнул начальник дирекции строящегося в Омске метрополитена. — Конечно, им проще напрямую, минуя Госстрой, прийти и в Минфин, и в Минэкономразвития и попросить необходимые им средства. Регионам же, наоборот, надёжнее, чтобы их интересы отстаивал Госстрой. Тем более что делёжкой федеральных средств на метро сейчас занимается Министерство экономического развития и торговли РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге можно вести строительство метрополитенов не только за счёт средств федерального бюджета, но и за счёт инвестиций. Ведь вкладывая деньги, инвесторы смогут получить прибыль по окончании работ: построить супермаркеты возле станций метрополитена, что, кстати, уже делается в Москве, или арендовать земельные участки в метро, открыв там свои торговые точки. В провинции же инвесторы на такое не пойдут, потому что прибыль от метро у нас вряд ли получишь.

Как сказал ЕЛИСЕЕВ, пока Минфин и Минэкономики сдерживают это решение коллегии.

Расходы поделим пополам

Второе решение августовской коллегии Госстроя РФ — выйти в Госдуму и Правительство РФ с предложением о том, чтобы с 2004 года на финансирование строительства метрополитенов 50% средств выделялось из федерального бюджета, остальные 50% — из бюджетов субъектов Федерации. Такая схема финансирования уже существовала с 1996 года по 2000-й. (Субъекты Федерации защищали в Госстрое необходимые объёмы средств по строительству метро на очередной финансовый год. На основе утверждённых Госстроем цифр деньги закладывались в федеральный бюджет. В частности, на 2003 год общий объём средств на строительство метро в городах России составляет 4,18 млрд рублей. Из них более двух миллиардов для Москвы и Санкт-Петербурга, для Омска — 111 млн рублей, хотя просили 1,5 млрд. — Ред.)

В 2000 же году вышло постановление Правительства РФ, и оно действует по сей день, согласно которому Москва финансирует только 20% от необходимых средств на метро, а 80% — субъекты Федерации. «На 2004 год мы защитили в Госстрое 1,5 млрд рублей. Но в проекте федерального бюджета на 2004 год на все метро России запланировано всего два млрд рублей, хотя города просили в общей сложности шесть миллиардов рублей. Сейчас Госстрой ведёт работу, чтобы в бюджете было утверждено всё-таки шесть млрд рублей, и чтобы Москва выделяла не 20% от необходимой суммы, а 50%. Если никаких изменений не будет, то в 2004 году Омск получит не более 100 млн рублей. Если же Госстрой добьётся своего, то в наш город поступит более 300 млн рублей. Из областного бюджета в 2004 году планируется выделить 200 млн рублей. Мы просим один миллиард», — уточнил ЕЛИСЕЕВ.

Пора утвердить программу

На коллегии Госстрой РФ заявил о своей готовности разработать федеральную адресную программу по строительству метрополитенов в российских городах. Это было третьим решением коллегии. Кстати, по словам начальника дирекции строящегося в Омске метрополитена, по инициативе Министерства транспорта РФ подобную программу планировалось разработать и утвердить ещё в прошлом году. Но её так и не довели до ума, хотя все субъекты Федерации, где ведётся строительство метро, подготовили свои программы. Теперь эти региональные проекты смогут стать основой для федеральной адресной программы. Если, конечно, Госстрою поручат её разрабатывать.

В общем, строительство метро в российских городах может пойти гораздо более быстрыми темпами. Всё будет зависеть от того, согласится ли Правительство России, а также некоторые министерства с предложениями Госстроя РФ. Если нет, то регионам придётся искать другие пути решения своих «подземных» проблем. Как бы там ни было, ЕЛИСЕЕВ выразил надежду на то, что к 300-летию нашего города первая линия метро в Омске всё же откроется.

Игорь Сергеев

15 октября 2003 г.

«Коммерческие вести»