Омское метро: пройден левый перегонный тоннель «Кристалл – Заречная»
1 февраля на строительстве первого пускового участка первой линии Омского метрополитена специалисты СМУ-44 НПО «Мостовик» завершили проходку левого перегонного тоннеля между станциями «Кристалл» – «Заречная». За 4 месяца канадский тоннелепроходческий комплекс Lovat RME 238 SE с именем «Омь» успешно прошёл дистанцию в 644 метра и вышел к венткамере в районе торгово-офисного центра «Фестиваль», состыковавшись с ранее построенным 888-метровым участком левого перегонного тоннеля.
«За январь специалистами СМУ-44 «Мостовика» пройдено более 200 метров со средней скоростью 8–10 метров в сутки. Завершению проходки предшествовал комплекс подготовительных мероприятий, – прокомментировал главный механик СМУ-44 НПО «Мостовик» Евгений Ковязин, – для облегчения выхода тоннелепроходческого щита портальная бетонная стена котлована венткамеры была проперфорирована по контуру щита тоннелепроходческого комплекса. В ночь на 1 февраля Lovat преодолел бетонную стену толщиной 2 метра и вышел к венткамере в районе ТОЦ «Фестиваль». Проходка 644-метрового участка левого перегона была сопряжена с рядом трудностей, район строительства вблизи торгово-офисного центра насыщен обводнёнными грунтами. Плывун под механическим воздействием переходит в текучее состояние. Для закрепления породы производилось дополнительное нагнетание специальной двухкомпонентной тампонажной смеси. Кроме того, в обводнённых грунтах очень тяжело «держать» тоннелепроходческий комплекс. ТПК Lovat массивный, вес только его головной части составляет порядка 350 тонн, а вместе с транспортными платформами, технологическими секциями и станциями он весит около 700 тонн и в длину достигает 85 метров. В соответствии с проектом трассы тоннеля, разработанным отделом подземных сооружений «Мостовика», при проходке допустимы отклонения не более 50 мм, в этих пределах нужно вести ТПК. Трасса тоннеля криволинейная и в плане, и в профиле. Специалисты маркшейдерской службы ежедневно осуществляли контроль положения тоннелепроходческого комплекса».
Несмотря на трудности, все работы велись в соответствии с графиком. Сейчас на строительстве омского метрополитена круглосуточно трудится более 400 человек. Параллельно с сооружением тоннеля ведутся работы по обустройству площадки в районе станции «Соборная», производится отсыпка грунта на рамповом (наклонном) участке станции «Проспект Рокоссовского». В конце февраля метростроители приступят к забивке шпунтового ограждения котлована станции «Соборная». Для тоннельной обделки на заводе ЖБИ омского объединения продолжается изготовление высокоточных железобетонных тюбингов – за 2012 год специалистами завода для Омского метрополитена произведено и поставлено свыше 4 700 тюбингов.
4 февраля 2013 г.