МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 27.12.2024
    Санкт-Петербург – В 9:05 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Спасская» до ст. «Горный институт». Пущен в эксплуатацию первый участок Лахтинского радиуса Лахтинско-Правобережной линии, до этого носившей название Правобережная. Несмотря на то, что в навигации продолжает использоваться только номер линии — 4, полное название линии употребляется как в официальных заявлениях руководства города, так и в СМИ, и на электронных картографических сервисах. На участке «Спасская» — «Горный институт» также сооружена ст. «Театральная» без наклонного хода и подземного вестибюля, временно работающая в качестве эвакуационного выхода, для чего на ул. Глинки возведён отдельный выходной павильон. Поезда проходят станцию без остановки. Суммарная строительная длина пускового участка — 3650 м. «Горный институт» стал 73-й станцией Петербургского метро.
  • 10.12.2024
    Москва – По пусковому участку Троицкой линии от ст. «Тютчевская» до ст. «Новомосковская» прошёл габаритный вагон.
  • 25.11.2024
    Санкт-Петербург – По пусковому участку Лахтинско-Правобережной линии от ст. «Спасская» до ст. «Горный институт» прошёл пробный поезд. Поезд прибыл на ст. «Горный институт» в 15 ч 52 мин.
  • 07.09.2024
    Москва – В 13:33 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Тютчевская» до ст. «Новаторская». В эксплуатацию пущен первый участок Троицкой линии Московского метро длиной 8,3 км с 4 станциями: «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». На «Новаторской» открыт общий вестибюль со ст. «Новаторская» Большой кольцевой линии, а так же собственный, северный вестибюль. Пересадка между станциями Троицкой и Большой кольцевой линий осуществляется как через общий вестибюль, так и через отдельный пересадочный коридор. Открыты все лестничные сходы, кроме схода № 5 на западную сторону перекрёстка ул. Удальцова и Ленинского пр. Общее количество станций возросло до 268, при этом количество действующих станций (с учётом закрытых станций: «Деловой центр» будущей Рублёво-Архангельской линии и «Шелепиха») составляет 266. Новая линия Московского метро получила изумрудный (тёмно-зелёный) цвет на схеме и номер 16. На линии работают 8-вагонные составы из вагонов 81-775.2/776.2/777.2 «Москва-2024» ТЧ-7 «Замоскворецкое».


Поиск




Знаете ли вы, что...

...хорошо известная отделка путевых стен станции «Смоленская» Филёвской линии Московского метро в виде шестигранных «сот» отнюдь не уникальна для Москвы: такая же шестигранная фаянсовая плитка украшала срединный пояс путевой стены станции «Дзержинская» (сейчас — «Лубянка»). Она была заменена на квадратную плитку в 1959 г. Аналогичная плитка украшала и путевые стены станции «Дворец Советов» (сейчас — «Кропоткинская»), в 1955 г. её также заменили, но на этот раз на мрамор. Ещё одной станцией, украшенной шестигранниками, была станция «Парк Культуры».


Нерядовая проходка

В сложных условиях бригады метростроевцев ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» продолжают проходку Фрунзенской линии.

Начальник участка № 3 ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» Андрей Леонидович Шахов не стал распространяться о «сложностях текущего момента», а просто зачитал запись из геологического журнала: «установлено кольцо 1459. Характеристика участка проходки – без изменений. Порода слаботрещиноватая. Замерены мощности кварцевого песчаника: сводовая часть – 40 см, нижняя граница щита – 90 см, ниже горизонта – 60 см. По пройденной части отмечено сильное водопроявление, до струйного. Водоприток – 121 л. в час». Из записи дежурного геолога, сделанной по результатам ежедневного осмотра забоя шахты № 622, следует, что мощность слоя обводнённого песчаника сегодня достигает почти 2 м.

– Средняя скорость проходки 6 м в сутки. Это если не учитывать простои на ремонт. Чаю хочешь?

Идём по журналу.

– Вот смотри. Остановились на ремонт 5-го ноября, заменили практически 80% режущего органа. И что в итоге имеем сегодня, 7-го? Ничего. На данный момент нет ни резцов, ни скалывателей… За два дня всё стёрлось в ноль.

Щит останавливается, и начинается процесс «производства работ номер 680». Согласно инструкции, включается гидрокопир, он прорезает полметра породы, режущий орган отодвигается назад, в образовавшееся пространство через люк в режущем органе протискивается проходчик и по всей сводовой части у лба забоя заводит деревянную кровлю.

– Процесс, как ты понимаешь, небыстрый. Для крепления кровли в песчанике вырубается штроба, ну а песчаник ты видел, возьми на память.

Шахов протягивает кусок породы. Твёрдый, как осколок гранита.

– Вот. Ребята заводят кровлю, потом в призабойное пространство выходит слесарная группа и приступает к замене истёртых элементов. Одних резцов приходиться менять до ста штук.

За смену шесть слесарей меняют стертые элементы и устанавливают новые. Иногда на замену деталей уходит две полновесные смены.

За обделку поступает вода. Бороться с ней помогает сухая смесь Натлен-2, из которой готовят гидроизоляционную пасту. Протечки ликвидируют, нагнетая пасту в пространство за обделку. Такие работы требуют дополнительных материальных затрат, поэтому решение о гидроизоляции принимает специальная комиссия. Но, судя по интенсивности тока воды, гидроизоляционные работы в этих тоннелях потребуются обязательно. Если гидроизоляция не поможет, придётся устраивать дренажную систему: вода потечёт в дренаж по трубке, вставленной в стык обделки. Другое дело – станция. Здесь временную обделку демонтируют, расширят сечение тоннеля, и, если вода не уйдёт, будут приниматься самые серьёзные меры для полной ликвидации любых протечек, вплоть до перехода на чугунную обделку.

– В обводнённом песчанике придётся идти ещё как минимум 160 колец, а дальше как карта ляжет. Может быть, его будет меньше или вообще уйдет, или, наоборот, песчаника и воды будет больше, чем сейчас. Немного пониже, возможно, и прошли бы под песчаником. А так – попали в самый слой.

В направлении «Южной», станции мелкого заложения, трасса неизменно стремится к поверхности. Четыре проходческие бригады работают в забое по семь часов. Семь часов поработал, поменялся. День-ночь, сутки прочь. В каждой бригаде работает звено изолировщиков, дежурный электрослесарь, маркшейдерская группа и горный мастер. План щитовой проходки левого перегонного тоннеля – 110 колец. В октябре проходчики поставили 140.

– Для любой проходческой бригады смена на этой трассе – настоящий подвиг. Повышенная обводнённость, постоянная пыль, трудная порода, сложная геология. Работа только в противогазовом респираторе. Спасибо генеральному директору за то, что снабжает нас этими мощными и дорогими штуками. Проходчики не снимают их всю смену. Это нерядовая проходка, руководство понимает наши проблемы и объективно оценивает все сложности производственного процесса.

Маркшейдер участка Павел Сафронов:

– Геодезические замеры делаются на каждое кольцо, соответственно, на каждое кольцо даются указания для проходки: какие давать домкраты, рекомендации по включению и поворотам элеронов и т. д. Геодезической службе приходится ежесменно проверять положение оконтуривающего резца – механического копира, его целостность и рабочее состояние. Но главная проблема: очень большая запылённость. При определении местоположения щита приходится останавливать проходку и проветривать тоннель. Маркшейдер вынужден прибегать к дедовскому методу определения местоположения щита – с помощью двух световых сигналов щитовым прибором, т. к. электронный тахеометр «не пробивает» такую плотную пыль.

28 ноября 2012 г.

Газета «Метростроитель» № 11, 2012 г.