Построен шахтный ствол на «Театральной»
44-метровый шахтный ствол на «Театральной» был пройден проходчиками СМУ-11 за три месяца. Как продвигается строительство сейчас и каковы ближайшие планы метростроителей ЗАО «СМУ-11 Метрострой» на этом участке, рассказывает заместитель начальника участка Олег Ильин.
– Последний раз мы вас навещали в июне. На тот момент вы занимались строительством стены в грунте методом буросекущих свай…
– Этот этап работ выполнен. А сейчас мы закончили проходку шахтного ствола с разработкой и выемкой грунта. Глубина самого ствола без рассечки составляет 43,5 метра: ствол считается неглубоким. По мере выемки грунта мы заходками бетонировали черновую рубашку ствола толщиной 250 мм и попутно производили армирование, готовили ствол к монтажу механизма клети и монтировали безопасное лестничное отделение для прохода бригад к забою.
А сейчас у нас наступает серьёзный момент: мы «сажаем» наш ствол на сопряжение с будущими горизонтальными выработками, начинаем строительство рассечки. Рассечка, пожалуй, основной узел в системе выработок околоствольного двора. Она обеспечивает связь между горизонтом проходки и поверхностью шахты. Строительство рассечки – это многоэтапная, трудная работа. Потребуется общая внимательность, ответственность и самоконтроль. Сейчас на стволе собраны лучшие, самые опытные проходчики нашего СМУ, которым можно доверить сложную и ответственную работу.
Инженерно-технический состав тоже проверенный: на «Спортивной-2» ребята участвовали в руководстве строительством наклонного хода, натяжной камеры и других станционных узлов. Эти специалисты прекрасно понимают, что нужно делать. И хоть здесь особо не разогнаться, но в наших планах через месяц всё-таки построить рассечку! Выйти на руддвор, поставить первые кольца тоннеля и предоставить монтажную площадку для опуска и сборки тюбингоукладчика Управлению механизации.
Сейчас идёт проходка и бетонирование сводовой части сопряжения ствола с расширенной частью рассечки, в дальнейшем здесь начнётся установка колец большего диаметра: наш ствол диаметром 6 м имеет продолжение из сборных колец большего диаметра – 7,9 м. От этой части ствола как раз и начнёт выстраиваться горизонтальная часть рассечки. Мы должны посадить ствол на опорные кольца и потом разработать остаток сопряжения – ядро со штроссами. Сейчас все работы производятся вручную – отбойными молотками, но у нас в забое установлен и небольшой экскаватор для разработки и отгрузки грунта.
Впереди метростроителей ждёт полноценный комплекс горнопроходческих работ. Фактически сейчас они обустраивают стартовую площадку для будущей проходки. За стволом пойдёт НВУ и монтажная камера для опуска и сборки щита, собрав старый, проверенный отечественный щит КТ-5,61, Метрострой встанет на проходку подходного тоннеля. Это март-апрель 2017 года. Из подходного тоннеля метростроители начнут проходку тоннелей перегонных. И лишь только потом, ещё очень нескоро начнётся строительство станционного комплекса: проходка боковых и среднего тоннелей, а также всех прилегающих выработок. Подходной тоннель длиной 460 метров пройдёт под зданиями Мариинки, далее, «нырнув» под Крюков канал, щит придёт в район улицы Декабристов, где и начнётся сооружение станционного комплекса. Фактически станционный комплекс будет строиться на пересечении ул. Декабристов и Лермонтовского проспекта. А перегонные тоннели проходчики погонят дальше – в сторону «Спасской» и «Горного института».
Октябрь 2016 г.