Казанский метрополитен
О настоящей казанской «подземке» впервые публично заговорили в 1979 году. Реально же отсчёт истории казанского метрополитена можно вести с 1983–1984 годов. В это время была утверждена разработанная институтом «ТИПРОкоммундортранс» комплексная транспортная схема столицы Татарстана, предусматривающая строительство метро. После этого в Казани вокруг мест проведения предварительных геологических изысканий впервые появились ограждения с заветной буквой «М». Тогда же началась разработка технико-экономического обоснования проектирования и строительства первой линии метрополитена. Этим сначала занимался московский институт «МетроГИПРОтранс», а затем его филиал «Горьковметропроект». Переименованный в «Нижегородметропроект», он и по сей день помогает местному генпроектировщику — институту «Казгражданпроект» — разрабатывать «подземку».
В 1996 г. на основании письма М.Ш.Шаймиева в адрес Б. Н. Ельцина, в Федеральную программу на 1997 г. и последующие годы включается строительство Казанского метрополитена.
В 1997 г. канадской фирме «Lovat» (г. Торонто), производящей оборудование для строительства тоннельных проходов, был сделан заказ на поставку комплекса для строительства метро в Казани. Учитывая, что в Казани сложные гидрогеологические условия, было решено приобрести комплекс, аналогичный тому, что выполнял тоннелепроходческие работы под проливом Ла-Манш.
Оборудование тоннелепроходческого комплекса готовилось по специальному заказу, учитывающему грунты Казани. Предусмотрены в нем и сложности грунтов в центре города из-за подтопляемости подземными водами. Внешне данный комплекс представляет собой сооружение длиной 70 метров, оснащённое компьютерами и всевозможной электроникой. Его возможности позволяют осуществлять проходку со скоростью 250–300 метров в месяц и гарантируют сохранность зданий и сооружений, находящихся вблизи метрополитена. В зависимости от рельефа местности, работы по прокладке тоннелей осуществляются на глубине до 30 метров.
Казанский тоннелепроходческий комплекс был назван женским именем «Сююмбике» не случайно. Владелец фирмы «Lovat», итальянец по происхождению, решил, что все комплексы фирмы «Lovat» будут носить женские имена, в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары. Сборка комплекса осуществлена под руководством канадских специалистов. Управлению комплексом казанские метростроевцы учились в Канаде. Кроме того, в Казань были поставлены вагонетки и дизелевоз из Италии, оснастка из Франции, а холодильная машина была изготовлена в Казани.
Запуск тоннелепроходческого комплекса «Сююмбике» состоялся 22 мая 2000 года. Работы начались на станции «Суконная слобода» и велись со скоростью 4–5 м в сутки. Поэтому первый тоннель протяжённостью 1185 м до станции «Площадь Тукая» был пройден к 16 августа 2001 года. Учитывая наработанный опыт, работы по прокладке второго тоннеля велись в два раза быстрее и завершились через 7 месяцев после начала, которое берёт отсчёт 10 октября 2001 года.
По итогам 2003 года мастерство метростроителей значительно возросло: производительность труда проходчиков увеличилась по сравнению с 2002 годом в 3 раза. В конце 2003 года была успешно завершена проходка тоннеля на станцию метро «Кремлёвская», заканчивается сооружение левого перегонного тоннеля от станции «Площадь Тукая» до станции «Кремлёвская» (1246 погонных метра). Большинство станций будет строиться открытым способом.
Протяжённость первого пускового участка казанского метро, включающего 6 станций, составит почти 11 километров — от Молодёжного центра до кинотеатра «Комсомолец»: «Заречная» — «Кремлёвская» — «Площадь Куйбышева» — «Вахитовская» — «Агрономическая» — «Карбышева».
Второй пусковой участок составят перегоны «Горки» — «Проспект Победы» (с 2007 г.) и «Кремлёвская» — «Заречная» (с 2009 г.). Пассажиропоток возрастёт до 200 и 290 тысяч человек в сутки. В целом схема будущего казанского метро состоит из трёх линий общей протяжённостью почти 46 километров.
Идёт конкурс на лучшее архитектурное оформление станций. Архитекторы единодушны: станции казанского метро будут современными залами, дизайн будет максимально функциональным, хотя и с национальными мотивами.
Для непосредственной реализации Программы строительства метрополитена в Казани было организовано головное Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой», которое возглавил Марат Рахимов. В Казанской городской администрации с мая 2003 года стройку курирует Управление по строительству метрополитена во главе с Геннадием Тулисовым, а также вице-мэр по строительству Олег Антосенко. На базе незагруженного строительного комплекса авиазавода имени Горбунова создан завод строительных конструкции метрополитена, для которого закуплено уникальное французское оборудование — оснастка для изготовления блоков тоннельной отделки.
В настоящее время на строительстве Казанского метрополитена работает восемь тоннелепроходческих комплексов, в том числе из Москвы, Самары и Алма-Аты. Каждый проходческий комплекс приехал в Казань со своей бригадой специалистов, сейчас на строительстве метро работает 2500 человек. Темпы работы ускоряются с каждым днём: если в апреле–мае этого года было пройдено 454 метра проходки, то в дальнейшем планируется проходить 1100 метров.
Строители заверили руководство республики в том, что при стабильном финансировании работ все объекты будут сданы в срок — к 1000-летию Казани.
11 июля 2004 г.
«Татарские новости» №7 (120) 2004