Московско-Петроградская линия
Московско-Петроградская линия — вторая линия Петербургского метрополитена, как по порядку ввода в строй, так и по номеру на схемах — диаметральная линия, соединяющая север, Петроградскую сторону, центр и Московский район города. Линия имеет в своём составе участок глубокого заложения и два наземных участка на концах. Обозначается на картах синим цветом.
Проспект Просвещения
Озерки
Удельная
Пионерская
Чёрная речка
Петроградская
Горьковская
Невский проспект
Сенная площадь
Технологический институт
Фрунзенская
Московские ворота
Электросила
Парк Победы
Московская
Звёздная
Купчино
К моменту начала работы Ленинградского метрополитена с пуском I участка Кировско-Выборгской линии в 1955 г. перспективная схема развития предполагала строительство трёх линий, при этом, если планы по продлению Кировско-Выборгской и строительству будущей Невско-Василеостровской отличались от их воплощения, то трассировка Московско-Петроградской линии изначально предполагала её прохождение под Московским проспектом — тогда проспектом имени Сталина. Предполагалось до 1965 г. построить 7 станций: «Улица Желябова» — «Площадь Мира» — «Технологический институт» — «Обводный канал» — «Московские ворота» — «Московский райсовет» — «Парк Победы».
В 1958 г. было принято решение о начале строительства II очереди метро, и утверждена трассировка участка от ст. «Парк Победы» до ст. «Технологический институт». При этом дальнейшее продление линии на север было определно к ст. «Площадь Льва Толстого» (будущая «Петроградская»); ранее продление к ст. «Площадь Льва Толстого» предполагалось от ст. «Площадь Ленина» Кировско-Выборгской линии.
4 ноября 1955 г. вышло Постановление № 1871 ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», потребовавшее повсеместный переход на типовое экономичное строительство. Это постановление определило новые веяния, сильно отразившиеся на облике линии. Так если станции Кировско-Выборгской линии были расчитаны на приём 8-вагонных составов, то для Московско-Петроградской максимальная длина состава была уменьшена до 6 вагонов, что крайне негативно сказалось на будущей пропускной способности. Станции были запроектированы с укороченными центральными залами, вестибюли трёх из пяти станций были типовыми (архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова). «Парк Победы» была запроектирована первой в мире станцией закрытого типа без посадочных платформ («горизонтальный лифт»), где станционные тоннели были отделены от единственного пассажирского зала платформенными дверьми. В то же время на ст. «Технологический институт-II» была воплощена разработанная при проектировании I очереди метро идея первой в СССР станции с совмещённой пересадкой.
14 апреля 1961 г. схема движения поездов Кировско-Выборгской линии была изменена: поезда по I пути в сторону ст. «Площадь Ленина» стали прибывать на новую станцию «Технологический институт-II». Собственного выхода в город станция не имела, для выхода приходилось пользоваться переходом на параллельную станцию «Технологический институт-I», на которую продолжали прибывать поезда КВЛ по II пути (в сторону ст. «Автово»).
29 апреля 1961 г. был открыто движение поездов по первому участку Московско-Петроградской линии от станции «Технологический институт» до ст. «Парк Победы» с промежуточными станциями: «Фрунзенская», «Московские ворота» и «Электросила». На линии работали 5-вагонные составы из вагонов типа Д единственного на тот момент электродепо «Автово».
1 июля 1963 г. была пущена в эксплуатацию III очередь строительства — II участок Московско-Петроградской линии от ст. «Технологический институт» до ст. «Петроградская» с четырьмя станциями: «Площадь Мира» (проектное название — «Октябрьская») — «Невский проспект» — «Горьковская» — «Петроградская». Ст. «Невский проспект» стала первой станцией без наземного вестибюля: выход осуществлялся через подземный вестибюль под Думской ул., соединённый подземным переходом с обеими сторонами Невского проспекта. В центральном зале станции также заранее был сделан аванзал для будущей пересадки на станцию Невско-Василеостровской линии.
В 1965 г. Ленметропроекту было дано задание на проектирование продления МПЛ на юг от ст. «Парк Победы» с тремя станциями: «Московская», «Имени Ленсовета» и «Витебская». Этот участок был введён в два этапа: сначала до ст. «Московская» поезда в пассажирами пошли 25 декабря 1969 г. При этом была увеличена составность поездов: с 5 до максимальных 6 вагонов. 12 декабря 1972 г. вступило в строй второе электродепо (не считая открытого 30 июня 1970 г. ремонтного электродепо ТЧ-2 «Дачное») Ленинградского метро — ТЧ-3 «Московское». Из ТЧ-1 «Автово» в него были переданы 6-вагонные составы из вагонов типа Д для обслуживания Московско-Петроградской линии. 25 декабря 1972 г. были открыты следующие за «Московской» станции под названиями «Звёздная» и «Купчино». Причём ст. «Купчино» стала первой крытой наземной станцией и первой станцией с боковыми платформами в Ленинградском метро, а «Звёздная» — последней станцией закрытого типа. Закончилась целая короткая эпоха строительства только станций без посадочных платформ.
18 июля 1980 г. была закончена реконструкция ст. «Технологический институт-II»: у станции появился собственный наклонный ход, выходящий в новый расширенный вестибюль обеих станций.
Продление линии на север от ст. «Петроградская» в сторону ж. д. станции «Удельная» предполагалось ещё по планам 1958 г., тем не менее никаких работ в этом направлении долгое время не велось. В 70-е годы до «Удельной» линия трассировалась через Светлановскую площ. со станциями «Новая Деревня», «Светлана» и «Удельная», дальнейшее развитие намечалось в новый район массовой жилой застройки Шувалово-Озерки. От строительства ещё одной станции — «Остров Трудящихся» — за ст. «Петроградская» на одноимённом острове было решено отказаться, также была отвергнута идея строительства ответвления линии от ст. «Петроградская» на Васильевский остров к ст. «Гаванская». Основные работы на участке развернулись в 1979 г. По окончательной трассировке на линии строились 3 станции: «Чёрная речка», «Богатырский проспект» и «Удельная», в феврале 1981 г. ст. «Богатырский проспект» была переименована в «Пионерскую».
Все станции были новейшего типа: односводчатые глубокого заложения, при этом они отличались от первых трёх станций подобного типа увеличенной шириной пролёта. На ст. «Удельная» под единым объёмом станционного зала были размещены помимо пассажирской платформы, натяжной камеры, СТП и БСП ещё и поперечная камера примыкания перспективного второго наклонного хода, и камера съездов оборотных тупиков, что довело общую длину зала до рекордных 249 м. Также на ст. «Удельная» впервые был опробован метод сквозной проходки опорных тоннелей станции тоннелепроходческим комплексом «с ходу» после проходки перегонного тоннеля.
6 ноября 1982 г. IV участок Московско-Петроградской линии, от ст. «Петроградская» до ст. «Удельная», длиной 6,85 км был введён в строй.
В полдень 19 августа 1988 г. началась пассажирская эксплуатация V участка линии длиной 3,73 км от ст. «Удельная» до ст. «Проспект Просвещения» с промежуточной ст. «Озерки». За ст. «Проспект Просвещения» была сооружена группа камер съездов, при этом между внутренними путями, предназначенными для продления в виде служебной ветви к новому электродепо «Выборгское», имелся перекрёстный съезд для оборота составов, а главные пути заканчивались тупиками. Эти пути предназначались для дальнейшего продления линии ещё на две станции глубокого заложения: «Парнасская» и «Шуваловская». Однако такой вариант развития линии был вскоре заменён на более дешёвый: строительство одной наземной крытой ст. «Парнасская» на участке пути от портала до электродепо «Выборгское» по аналогии со станциями «Купчино», «Комсомольская» и «Рыбацкое».
В то же время, в августе 1988 г., на строительстве правого перегонного тоннеля от ст. «Проспект Просвещения» к электродепо «Выборгское», на переходном участке с уклоном 50 тыс. произошла аварийная ситуация: прорыв плывуна в забой тоннеля с деформацией части обделки, а также деформацией дневной поверхности над строящимся участком. Был закрыт и дополнительно забетонирован затвор, отделяющий забой от готового тоннеля, производилось укрепление выработки. После естественного снижения горного давления и прекращения деформации проходку участка удалось возобновить. Разрушения в срочном порядке отселённых жилых зданий на поверхности не произошло.
1 июля 1992 г. в рамках единственной кампании по переименованию действующих станций и самого метрополитена — он стал Петербургским — ст. «Площадь Мира» получила название «Сенная площадь».
1 февраля 2000 г. I очередь нового электродепо ТЧ-6 «Выборгское» вступает в строй. Изначально, находясь на МПЛ, депо обслуживает Правобережную линию. Обслуживание МПЛ продолжает осуществляться только с помощью ТЧ-3 «Московское».
22 декабря 2006 г. открылась последняя из введённых в строй станций Московско-Петроградской линии — «Парнас». С тех пор дальнейшее развитие линии не планируется.
С августа 2013 г. обслуживанием Московско-Петроградской линии занимается ТЧ-6 «Выборгское». Одновременно ТЧ-3 «Московское» переведено на обслуживание Фрунзенско-Приморской линии.
Последнее обновление в декабре 2014 г.