Первая сбойка в Румянцеве
Мэр города Сергей Собянин проинспектировал ход строительства станции «Румянцево».
Участок Артёма Емелина из ООО «Тоннель-2001» завершил щитовую проходку более чем двухкилометрового правого перегонного тоннеля между станциями «Тропарёво» и «Румянцево». И это первый тоннель метро, который, пройдя под МКАД, соединил под землёй территории Западного и Новомосковского административных округов.
Если же говорить в целом о продлении Сокольнической линии метрополитена на юг, до станции «Саларьево», то состоявшаяся сбойка означает, что полностью собрано три перегонных тоннеля из шести. А с учётом пройденного более чем на две трети левого перегона «Тропарёво» – «Румянцево» получается около 60 процентов всей закрытой проходки.
Ротор тоннелепроходческого механизированного комплекса фирмы «Херренкнехт», находящийся на вооружении участка Артёма Емелина, стал виден в торцевой стене демонтажной камеры 2 апреля. На следующий день по случаю сбойки на метростроевскую стройплощадку, находящуюся между Киевским шоссе и бизнес-парком «Румянцево», прибыл мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин.
Полюбовавшись со смотровой площадки на головную часть хорошо поработавшей подземной машины и выслушав комментарии руководителей Мосметростроя, глава города там же, у борта котлована, выступил перед большой группой журналистов. Мэр рассказал о насущной необходимости строящейся ветки метро для этой части мегаполиса, объяснил, что даст москвичам и гостям города её пуск. Самое главное, что продление старейшей линии на юго-запад обеспечит шаговую доступность метро для жителей микрорайонов, примыкающих к южному участку Ленинского проспекта. А их насчитывается до 200 тысяч человек. Благодаря этому будет значительно разгружена пока являющаяся конечной на Сокольнической линии станция «Юго-Западная», где в настоящее время пассажиропоток просто зашкаливает. Открытие новых станций повысит транспортную доступность аэропорта «Внуково». Путь до и от него заметно ускорится и упростится, так как значительно меньше станет наземный отрезок маршрута. Запланированное сооружение у станции «Тропарёво» современного транспортно-пересадочного узла ощутимо облегчит условия пересадки с одного вида транспорта на другой. Люди, едущие в центр из Новой Москвы, смогут оставлять свои автомобили у новых станций, что должно привести к некоторому ослаблению автомобильного потока по Ленинскому проспекту, по проспекту Вернадского, да и по Киевскому шоссе.
Насущность последней проблемы лишний раз могли прочувствовать и журналисты, приехавшие на сбойку в Румянцево. На диктофонную запись в ходе выступления мэра накладывался столь мощный шум от проходящего метрах в тридцати от стройплощадки Киевского шоссе, что порой он просто заглушал отдельные слова. Хорошо, что специалисты Мосинжпроекта подготовили к событию специальные информационные стенды и установили их на смотровой площадке. Позже по ним можно было сверить и уточнить отдельные факты, названия.
Правда, таблица, показывающая положение дел с проходкой по всей новой трассе, не так уж много сообщала об отдельно взятом перегонном тоннеле. Там указывалась его длина, составляющая 2118 метров, а также даты старта и финиша. Приводилось название щита – «Лия», но не было названия строительного подразделения.
Репортаж о тех, кто прокладывал этот тоннель, был напечатан в одном из февральских номеров «Метростроевца». К тому времени щит успел миновать МКАД и держал курс прямо вдоль шоссе. А о том, как он приближался к демонтажной камере и как осуществлялась сбойка, теперь уже рассказал начальник участка Артём Емелин:
– Последние недели работали спокойно, в нормальном режиме. В среднем за сутки продвигались на 15 колец, за март было смонтировано 378, что при ширине кольца 1,4 м дало более 530 м тоннеля. Под конец, что было вполне ожидаемо, немного увеличилось давление на домкраты, так как режущий инструмент ротора за более чем двухкилометровый путь немного подсел. Но мы всё-таки решили его не менять. Шли и через песок с водой, и через суглинок. На завершающих ста метрах врезались в плотную глину. При такой геологии «Херренкнехт» с грунтопригрузом вообще тяжело идёт. Мы, конечно, меняли пенный реагент, подаваемый в ротор. И машина показала себя вполне нормально.
– А люди?
– Ещё на одном серьёзном объекте подтвердил свой высокий уровень машинист щита Игорь Жеребцов. Постепенно подравнялись проходческие бригады. Те профессионалы щитовой проходки, что пришли к нам вместе с Андреем Лычкиным со стороны, полностью адаптировались к большому диаметру тоннеля. А новые бригады Дмитрия Беспалова, Ивана Кривцова и Геннадия Сёмочкина, сформированные из арматурщиков и бетонщиков, набрали нужный опыт современной проходки. Команда сложилась очень сильная.
– Как вы при сбойке обеспечили такой аккуратный выход из стены демонтажной камеры?
– Сначала участок Палико Джанашия из СМУ-2, отвечающий в целом за станцию «Румянцево», произвёл в камере необходимое перекрепление. Потом мы опустили в неё гидроклин на базе экскаватора «Хитачи». Ну и по контуру выбили в стене нужный круг. И, как видите, нормально вписались в него щитом. Определённые технологические процессы осуществили и на самом щите – прибрались внутри, лишний грунт удалили с помощью шнека, помыли ротор. Теперь будем выдвигаться вперёд, чтобы приступить к демонтажу.
– А что дальше?
– Впереди переезд в Саларьево, откуда начнём – против пикетажа – проходку перегонного тоннеля к этой же станции, только придём к ней с противоположной стороны. И это будет последняя – четвёртая – сбойка в Румянцеве, так как месяца через два завершит левый перегон от «Тропарёва» стартовавший позднее нас участок Валерия Бородулина. А третьей будет сбойка участка Евгения Бибикова, который уже смонтировал свой щит в Саларьеве и только ждёт соответствующего подключения электроэнергии.
18 апреля 2014 г.