Проходческий щит завершил прокладку второго тоннеля метро от метромоста до станции «Горьковская»
Проходческий щит завершил прокладку второго тоннеля метро от метромоста до станции «Горьковская» в Нижнем Новгороде. Об этом сообщает корреспондент НИА «Нижний Новгород» с улицы Горького, где проходит торжественное мероприятие, посвящённое окончанию проходки левого тоннеля метрополитена в нагорной части города.
Как рассказал журналистам первый заместитель гендиректора Муниципального учреждения «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» (ГУММиД) Юрий Гаранин, строительство второго тоннеля завершено на девять дней раньше намеченного срока. «Мы учли все недочёты, которые были при строительстве первого тоннеля, поэтому щит шёл быстрее. Сейчас необходимо проделать шесть эвакуационных сбоек между тоннелями, эти работы будут начаты в ближайшее время», — сообщил Юрий Гаранин.
«Сегодня большой праздник – строительство тоннелей закончено. Число транспорта ежегодно растёт, Канавинский мост находится в аварийном состоянии, и у многих утро начинается со стояния в пробке. Строительство метро — проект, который нужен и важен для всех», — заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, выступая на торжественном митинге.
«Перспективы строительства метро в Нижнем Новгороде очень амбициозны: до 2020 года нам предстоит построить 15 новых станций метро в нагорной части города, кроме того, предстоит построить второй метромост для того, чтобы закольцевать линии метрополитена», — добавил губернатор.
Напомним, что сооружение правого перегонного тоннеля было окончено 17 сентября 2009 года. В ноябре 2008 года состоялось соединение пролётов совмещённого двухъярусного мостового перехода через реку Оку, по нижнему поясу которого пройдёт линия метрополитена, а по верхнему — четырёхполосная автодорога.
Длина участка перегонного тоннеля, сооружаемого закрытым способом, составляет 1328 метров, наружный диаметр тоннеля составляет 5,8 метра. Глубина залегания тоннеля составляет от 12 до 36 метров до «шелыги» свода. Одновременно с проходкой выполнялись работы по устройству «стены в грунте» (ограждающих конструкций) демонтажной камеры. Блоки тоннельной обделки изготовлены из высокопрочного водонепроницаемого железобетона.
Подготовительные работы по проходке левого перегонного тоннеля были начаты 20 октября 2009 года. Непосредственно проходка велась с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса фирмы «Ловат» с декабря 2009 года. Средняя технологическая скорость проходки составила 8,85 метров в сутки. Весь технологический процесс: подготовительные работы и непосредственно проходка тоннеля по времени составил 198 дней.
Работы осуществлялись в сложных геологических и гидрологических условиях при наличии в верхней части города плотной городской застройки и сложной инженерной инфраструктуры. Весь период проходки осуществлялся мониторинг состояния поверхности, зданий и сооружений. Максимальный уклон составил 43%, а минимальный радиус горизонтальной кривой — 600 метров. При этом с технологической точки зрения никаких проблем при строительстве не было, работы велись согласно графику. За время строительства тоннеля было разработано 37 218 кубометров грунта, смонтировано 6 тысяч кубометров сборных железобетонных блоков тоннельной обделки. Стоимость строительства второго тоннеля составила около 900 млн рублей.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс фирмы «Ловат» оснащён современным технологическим оборудованием, механизированными средствами и автоматизированными системами навигации, управления, слежения и записи текущих параметров на электронных носителях, позволяющими осуществлять весь цикл проходческих технологических операций на базе поточной организации работ с высокими показателями производственного процесса. Со стороны левого берега (в районе ул. Марата) в настоящее время выполнены работы по соединению портала моста со станцией метро «Московская». Таким образом, с окончанием проходки второго тоннеля завершены основные конструктивные элементы метропроезда от ст. «Московская» до ст. «Горьковская». Кроме того, ведётся строительство тоннелей Сормовской линии метро в направлении станции «Волга» (м-н «Мещерское озеро»).
На строительство метро в 2010 году из областного бюджета пока выделено 1,5 млрд. рублей и 100 млн. рублей из бюджета администрации Нижнего Новгорода. Региональное правительство изыскивает возможность увеличения финансирования в текущем году из областного бюджета. В федеральном бюджете на 2010 год средства на строительство метро не запланированы. Завершить строительство станции «Горьковская» и открыть движение поездов метро в верхнюю часть города при соответствующем финансировании предполагается в 2012 году. Напомним, 4 ноября 2009 года состоялся торжественный пуск в эксплуатацию автодорожной части метромоста.
Заказчиком по строительству линии метрополитена от ст. «Московская» до ст. «Горьковская» с мостовым переходом через р. Оку, автодорожных подходов к совмещенному мосту через р. Ока является МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» (МУ «ГУММиД»).
Справка:
В настоящее время в Нижнем Новгороде эксплуатируется две линии метрополитена: Автозаводская и Сормовская, имеющие 13 станций, протяженностью 17 км. Линия метрополитена в нагорную часть города позволит увеличить пассажиропоток подземки в три раза, что серьёзно разгрузит движение по существующим мостам.
Нижегородский метрополитен предусматривает своё дальнейшее развитие в четырёх направлениях: Автозаводское, Сормовское, Мещерское и Горьковское (нагорная часть). Строительство ст. «Горьковская» открывает перспективы дальнейшего развития — строительство ст. «Оперный театр», ст. «Сенная». В планах перспективного развития метрополитена в Нижнем Новгороде до 2025 года предусмотрено продление линии до микрорайона Верхние Печёры и дальше через ст. «Кузнечиха», Анкундиновку, Константиново, Ольгино до Новинок. В районе Новинок предусматривается строительство метромоста для соединения продления Автозаводской линии метро до ст. метро «Юго-Западная».
17 июня 2010 г.