Таганско-Краснопресненская линия
Таганско-Краснопресненская линия — седьмая линия Московского метрополитена по номеру на схемах — диаметральная линия, соединяющая северо-западные районы Москвы через центр с восточными и юго-восточными районами. Преимущественно подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения и два наземных участка. Линия обозначается на картах фиолетовым цветом.
История линии начинается в мае 1932 г. с разработкой перспективного плана развития метро, в котором помимо прочих планировалось строительство двух диаметров: Таганско-Тверского и Рогожско-Краснопресненского. 21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития метро из пяти диаметральных линий. Таганский радиус длиной 8,9 км начинался от «Площади Свердлова» и через станции (названия промежуточных станций условны) «Площадь Ногина» — «Яузские ворота» — «Таганская площадь» — «Крестьянская застава» — «Новодубровская» — «Симоново» шёл до ст. «Завод имени Сталина», таким образом, на участке от «Площади Ногина» до «Крестьянской заставы» соответствуя современному прохождению линии.
Сходненская
Тушинская
Спартак
Щукинская
Октябрьское поле
Полежаевская
Беговая
Улица 1905 года
Баррикадная
Пушкинская
Кузнецкий мост
Китай-город
Таганская
Пролетарская
Волгоградский проспект
Текстильщики
Кузьминки
Рязанский проспект
Выхино
Лермонтовский проспект
Жулебино
Котельники
В 1934 г. было решено пристыковать Таганский радиус к Дзержинскому, изменилась и трассировка Рогожско-Краснопресненского диаметра. В новом варианте Краснопресненский радиус начинался от ст. «Мясницкие ворота» и через станции (названия промежуточных станций опять же условны) «Трубная площадь» — «Пушкинская площадь» — «Никитские ворота» — «Площадь Восстания» — «Зоопарк» — «Красная Пресня» шёл до ст. «Ваганьково». Соответственно, участок от «Пушкинской площади» до «Красной Пресни» (сейчас — «Улица 1905 г.») также соответствовал современному прохождению линии.
Несмотря на ранние проекты Краснопресненского радиуса, проекта Ждановского радиуса не существовало ни до, ни после войны, вплоть до самого конца 50-х годов. Так ещё в 1954 г. в качестве первоочередной стройки VI очереди рассматривался Калининский радиус, осенью 1957 г. был разработан план перспективного развития, предусматривавший создание Краснопресненско-Калининской линии от Тушина до Новогиреева. Этим же планом предлагался новый радиус, который должен был стать продолжением Староарбатского радиуса от ст. «Калининская» до пос. Текстильщики через Шарикоподшипниковскую ул. 28 февраля 1959 г. Советом министром СССР был утверждён план строительства на 1959–65 гг., в котором присутствовал Калининский радиус от ст. «Таганская» до ст. «Новогиреево» с шестью промежуточными станциями, а также, в виде задела будущего строительства, Краснопресненский радиус от ст. «Краснопресненская» до ст. «Хорошёво» с тремя промежуточными станциями: «Звенигородская», «Магистральный проезд» и «Карамышево».
Проектное задание на радиус от Таганской площ. до станции, совмещённой с платформой Рязанского направления МЖД было выдано Метрогипротрансу в 1960 г. В 1960 г. предполагалось завершить радиус на ст. «Вешняки», 3 января 1961 г. Исполком Моссовета принял решение о продлении радиуса до следующей железнодорожной платформы Рязанского направления — «Косино». Всего на радиусе предполагалось построить 10 станций, линия трассировалась по плану 1957 г. через Крестьянскую заставу, Шарикоподшипниковскую ул., 2-ю улицу Машиностроения, Ново-Остаповское шоссе до ст. «Текстильщики» с пересадкой на платформу Курского направления. От ст. «Текстильщики» она шла через район новой жилой застройки Новые Кузьминки к платф. Вешняки, где должна была быть сооружена наземная станция, совмещённая с одной из платформ электропоездов. Далее наземная линия шла вдоль железной дороги до следующей станции «Косино», также наземной и совмещённой с ж. д. платформой, что согласовывалось с новой концепцией строительства наземных вылетных трасс метро вдоль направлений железных дорог, появившейся в 1961 г. Ст. «Таганская» глубокого заложения согласно этому проекту также должна была быть совмещённой с будущей станцией Калининского радиуса, при этом рассматривался вариант двухуровневой пересадочной станции. Остальные станции радиуса предполагались колонными мелкого заложения из сборного железобетона.
В результате проработки вариантов трассировка линия была спрямлена, и итоговый рабочий проект 1961 г. включил в себя 6 станций: «Таганская», «Остаповское шоссе», «Текстильщики», «Кузьминская», «Рязанское шоссе» и «Выхино». При этом две последние наземные станции — «Вешняки» и «Косино» — были заменены одной, находящейся посредине между ними. Одноимённые платформы Рязанского направления, Вешняки и Косино, оставались в существующем виде, а для пересадки между метро и электропоездами возводилась новая платформа.
В 1965 г. в проект радиуса была включена ст. «Крестьянская застава» — будущая «Пролетарская».
12 декабря 1966 г. было принято в эксплуатацию электродепо «Ждановское», которое ещё с августа начало получать вагоны типа Е для новой линии. 31 декабря 1966 г. открыт Ждановский радиус со станциями: «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект» и «Ждановская». Наземная станция «Ждановская» стала первой и единственной станцией в Москве, имеющей совмещённую (через платформу) пересадку на пригородные электропоезда. Первое время станция выполняла практически одни лишь пересадочные функции, поскольку застройка ориентированных на станцию жилых кварталов на тот момент только начиналась. Вторая удобная пересадка на пригородные электропоезда была создана на ст. «Текстильщики». На ст. «Таганская» был открыт переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. На радиусе были построены две станции — «Волгоградский проспект» и «Рязанский проспект» — с зауженной платформой: 8 м против стандартных 10 м, но с увеличенным шагом колонн — 6 м вместо принятых 4 м. Эти станции стали единственными в Московском метро станциями такого типа — предвестника «новых сороконожек» с увеличенным шагом колонн. На ст. «Кузьминки» был сделан задел под перспективную пересадку на станцию Большого кольца.
В 1968 г. начались работы по сооружению второго радиуса — Краснопресненского.
3 января 1971 г. Ждановская линия была продлена в центр от ст. «Таганская» до ст. «Площадь Ногина» с организацией совмещённой пересадки на Калужскую линию. Станция «Площадь Ногина» стала конечной сразу для обеих линий.
30 декабря 1972 г. открыт Краснопресненский радиус от ст. «Баррикадная» до ст. «Октябрьское поле» с промежуточными станциями: «Улица 1905 года», «Беговая» и «Полежаевская». Образована восьмая на тот момент линия метро — Краснопресненская. При этом на схемах линия обозначалась одинаковым со Ждановской фиолетовым цветом со строящимся центральным участком. В легенде схемы было подписано: Ждановская и Краснопресненская линии. «Полежаевская» стала второй станцией Московского метро с двумя пассажирскими платформами и тремя путями. Такая конфигурация была выбрана для обеспечения работы будущего так и не построенного ответвления в сторону Мнёвников, Живописной, Серебряного бора и Строгина. Проектное название «Полежаевской» — «Хорошёвская» — было изменено незадолго до открытия в связи с кончиной начальника Московского метростроя Василия Дементьевича Полежаева.
Краснопресненская линия обслуживалась четырёхвагонными составами ТЧ-4 «Красная Пресня». Для связи с депо была сооружена служебная ветка, отходящая от перегона «Улица 1905 года» — «Беговая». Никакой иной связи с другими линиями метро не существовало.
Начиная с 1974 года в ТЧ «Ждановское» стали поступать новые вагоны типов Еж3 и Ем-508Т, а вагоны Е передавались в другие депо.
17 декабря 1975 г. был открыт центральный участок от ст. «Баррикадная» до ст. «Площадь Ногина» с двумя промежуточными станциями: «Пушкинская» и «Кузнецкий мост». На ст. «Кузнецкий мост» заработала пересадка на ст. «Дзержинская» Кировско-Фрунзенской линии, а ст. «Пушкинская» до 1979 г. оставалась непересадочной, при этом её вестибюль был изначально сооружён совмещённым на две станции. С открытием центрального участка Ждановская и Краснопресненская линии были, согласно первоначальному плану, объединены в Ждановско-Краснопресненскую линию. К моменту пуска участка вся новая линия стала обслуживаться ТЧ «Ждановское», в эксплуатацию были введены семивагонные составы.
30 декабря 1975 г. был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Октябрьское поле» до ст. «Планёрная» (с 90-х годов принимается норма произношения, закреплённая сначала в автоинформаторах, а в дальнейшем и на схемах — «Планерная») с промежуточными станциями: «Щукинская», «Тушинская» и «Сходненская». Вводится в эксплуатацию ТЧ-6 «Планёрное». На перегоне между ст. «Щукинская» и «Тушинская» сооружена в конструкциях без строительства вестибюлей, но не открыта ст. «Волоколамская». «Щукинская» стала 100-й станцией Московского метро.
19 июля 1979 г. с пуском промежуточной ст. «Горьковская» Горьковско-Замоскворецкой линии была организована пересадка между станциями «Пушкинская» и «Горьковская».
27 сентября 1983 г. начался переход на эксплуатацию восьмивагонных составов. Ждановско-Краснопресненская стала первой в Московском метро линией, использующей восьмивагонные составы, занимающие всю длину платформы. Пиковый график предусматривал проход 40 пар поездов в час.
31 декабря 1987 г. с открытием ст. «Чеховская» Ждановско-Краснопресненская линия получила пересадку на Серпуховскую линию: был образован трёхстанционный пересадочный узел «Пушкинская» — «Горьковская» — «Чеховская».
13 января 1989 г. ст. «Ждановская» была переименована в «Выхино». Одновременно название «Выхино» получили электродепо ТЧ «Ждановское» и платформа Рязанского направления Московской железной дороги «Ждановская». Ждановско-Краснопресненская линия была переименована в Таганско-Краснопресненскую. 5 ноября 1990 г. в рамках масштабного переименования станций ст. «Площадь Ногина» получила название «Китай-город».
23 июля 1997 г. была открыта пересадка между ст. «Пролетарская» и ст. «Крестьянская застава» Люблинской линии, вступившей в строй 28 декабря 1995 г. Эти полтора года пересадки между станциями не было: для перехода с Таганско-Краснопресненской на Люблинскую линию требовалось выйти из вестибюля ст. «Пролетарская» и зайти в расположенный рядом вестибюль ст. «Крестьянская застава» с повторной оплатой проезда.
2 октября 2004 г. завершено переустройство пересадочного узла на ст. «Выхино». Была реконструирована платформа по II пути, при этом ликвидирована совмещённая пересадка на электропоезда: платформа по II пути перестала принимать электропоезда Рязанского направления в сторону Москвы, для них была сооружена новая платформа, начинающаяся от западного торца существующей.
В середине 2011 г. начались работы по продлению линии на восток от ст. «Выхино» в район Жулебино.
9 ноября 2013 г. участок «Выхино» — «Жулебино» со станциями «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» был открыт.
В декабре 2012 г. начались работы по расконсервации построенной в 1974–75 гг. между ст. «Щукинская» и «Тушинская» ст. «Волоколамская», что было связано со строительством на Тушинском аэрополе стадиона «Спартак». Станция получила новое название — «Спартак». Под этим названием 27 августа 2014 г. она была введена в строй.
Последнее обновление в марте 2016 г.