МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 13.07.2024
    Санкт-Петербург – После 20 с лишним месяцев реконструкции открылась ст. «Чернышевская» Кировско-Выборгской линии. На станции силами АО «Метрострой северной столицы» капитально отремонтированы вестибюль и наклонный ход с заменой 3 ниток эскалаторов первой модели ЛТ-1 на 4 узкобалюстрадных машины модели КТП-V. «Чернышевская» стала второй станцией Петербургского метро, количество эскалаторов на которой было увеличено в процессе ремонта.
  • 03.07.2024
    Москва – Постановлением Правительства Москвы № 1488-ПП ст. «Коммунарка» Сокольнической линии присвоено новое наименование — «Новомосковская». Одновременно название «Новомосковская» получила строящаяся пересадочная ст. «Коммунарка» Троицкой линии, а строящейся ст. «Бачуринская» той же линии, в свою очередь, возвращено её проектное наименование — «Коммунарка».
  • 22.06.2024
    Москва – Закрыт участок Большой кольцевой линии на ответвлении от ст. «Хорошёвская» до ст. «Деловой центр» со станциями: «Шелепиха» и «Деловой центр». Количество действующих станций Московского метро сократилось до 261. Прекратил работу маршрут «Савёловская» – «Деловой центр». На Большой кольцевой линии движение поездов осуществляется только по кольцу в обе стороны. Закрытие станций вызвано тем, что при сдаче в эксплуатацию первой очереди Большой кольцевой линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Петровский парк» не были выполнены плановые работы по сооружению камеры съездов на II (восточном) пути перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская». Строительство камеры съездов необходимо для запуска первой очереди Рублёво-Архангельской линии до ст. «Бульвар Генерала Карбышева», в состав которой и войдут закрытые станции «Шелепиха» и «Деловой центр».
  • 18.06.2024
    Москва – По I пути пускового участка Троицкой линии от ст. «Новаторская» до ст. «Тютчевская» и по соединительной ветви между Большой кольцевой и Троицкой линиями прошёл габаритный вагон.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...одним из важнейших факторов, влияющих на трассировку первого пускового участка метро, является возможность сооружения рядом с линией электродепо, которое в свою очередь должно иметь рельсовую связь с железнодорожной сетью для транспортировки вагонов с завода-изготовителя. Однако история знает немало исключений из данного правила: так в связи с неготовностью эстакады, связывающей только что построенное электродепо Казанского метрополитена с линией железной дороги, вагоны в депо перевозились по улицам Казани волоком на металлических поддонах. А в Киеве, где первый открытый участок до ст. «Днепр» отделял от будущего депо «Дарница» непостроенный метромост, была создана поистине уникальная система: один из путей эстакадной станции «Днепр» представлял собой лифт, который опускал метровагон на набережную, где ещё до недавнего времени проходила трамвайная линия, вполне пригодная для транспортировки вагонов. А для обслуживания и мелкого ремонта рядом с «метролифтом» был построен временный ангар.


Калужско-Рижская линия

Калужско-Рижская линия — сформированная из двух отдельно работавших радиусов диаметральная линия Московского метрополитена, соединяющая северо-восточные районы Москвы через центр с южными и юго-западными районами. Почти полностью (за исключением крытого метромоста над рекой Яуза) подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения. Линия обозначается оранжевым цветом и имеет порядковый шестой номер на схемах, при этом по порядку ввода в строй Рижская линия была пятой, а Калужская — седьмой.

фото
26 марта 1958 г.: пробный поезд на ст. «Рижская».
Фото с сайта «Фотографии прошлого».

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития будущего метро из пяти диаметральных линий. Одним из таких диаметров был Замоскворецко-Дзержинский от ст. «Нижние Котлы» до ст. «Останкино». Помимо пяти утверждённых рассматривался также Калужско-Тимирязевский диаметр, начинавшийся в районе Калужской заставы. В 1934 г. было решено пристыковать Замоскворецкий радиус к Горьковскому, а Дзержинский от ст. «Останкино» до ст. «Площадь Свердлова» к Таганскому от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Завод имени Сталина». Получившаяся Дзержинско-Таганская линия имела бы длину 16,7 км и состояла бы из 15 станций (названия станций, кроме конечных, даны условно): «Останкино» — «Ново-Останкино» — «Староалексеевская» — «Ржевский вокзал» — «Ботанический сад» — «Сухаревская площадь» — «Трубная площадь» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Ногина» — «Яузские ворота» — «Таганская площадь» — «Крестьянская застава» — «Новодубровская» — «Симоново» — «Завод имени Сталина».



Медведково
Бабушкинская
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

10 июля 1937 г. постановлением СНК СССР был утверждён проект III очереди строительства метро. На новой перспективной схеме впервые был обозначен Дзержинско-Калужский диаметр — прообраз будущей Калужско-Рижской линии — от ст. «Ростокино» (возле платф. Северянин) вдоль Ярославского шоссе со станциями (названия, кроме «Ростокино», даны условно): на пересечении с нынешней Сельскохозяйственной ул. (тогда — ул. Текстильщиков) — «Староалексеевская» — «Ржевский вокзал» — «Колхозная площадь» — «Кировская» — «Покровские ворота» — «Яузские ворота» — «Новокузнецкая» — «Октябрьская площадь» — станция на пересечении с планировавшимся новым бульварным кольцом (сейчас — ул. Академика Петровского) — «Калужская застава» — далее линия продолжалась вдоль перспективной новой магистрали — будущего Ленинского просп. — станция на пересечении с нынешним Университетским просп. — станция примерно на пересечении с нынешней ул. Строителей и конечная станция в районе Воронцово.

Скорым воплощениям замыслов помешала война, и лишь с окончанием к 1953 г. большей части работ по строительству IV очереди — Кольцевой линии, а также Новоарбатского радиуса — начались работы на V очереди, куда вошёл в том числе и Рижский радиус, называвшийся во время строительства Щербаковским. 1 июля 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР за подписью Г.М. Маленкова № 1640 «О строительстве пятой очереди Московского метрополитена», и уже в августе 1953 г. метростроевцы вышли на новые площадки. Первый пробный поезд по трассе прошёл в ночь на 26 марта 1958 г. 1 мая 1958 г. новый радиус с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Рижская», «Мир» (проектное название — «Алексеевская», с апреля 1957 г. и вплоть до открытия — «Щербаковская») и «ВСХВ» («Всесоюзная сельскохозяйственная выставка») был пущен в эксплуатацию. Образована 5-я линия — Рижская, обозначаемая на схемах жёлтым цветом. На ст. «Ботанический сад» работал только переход на одноимённую станцию Кольцевой линии, вестибюль достроен не был. На линии работали 4-вагонные составы из вагонов типа Г электродепо ТЧ-4 «Красная Пресня».

В декабре 1957 г. Метростроем было получено проектное задание по сооружению Калужского радиуса. На новом 11-километровом радиусе было запроектировано 9 станций и электродепо: «Новокузнецкая» с переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию, «Полянка» (на перекрёстке улиц Бол. Полянка и Димитрова), «Калужская» (переход на Кольцевую линию), «Шаболовская», «Калужская застава», «Академическая» (на 1-м Академическом проезде, сейчас — ул. Вавилова), «Черёмушкинская», «Ломоносовская». Конечная радиуса носила проектное название «Проезд № 1683», за ней, возле деревни Воронцово, должно было разместиться электродепо на 18 канав.

Несмотря на то, что два радиуса — Рижский и Калужский — работали независимо и считались отдельными линиями, изначально планировалось соединить Калужский и Рижский радиусы от «Новокузнецкой» через «Площадь Ногина», «Дзержинскую» и «Трубную». В перспективе предполагалось построить ещё два радиуса: Серпуховской и Тимирязевский, разделить Калужско-Рижский диаметр по ст. «Трубная» и создать две новые линии: Калужско-Тимирязевскую и Рижско-Серпуховскую. Помимо «Трубной» второй пересадочной станцией между двумя диаметрами должна была стать «Полянка», которая стала проектироваться как первая совмещённая станция в Московском метро, то есть станция с кросс-платформенной пересадкой. Первоначально должна была быть построена одна станция с заделом на строительство второй, параллельной первой. Вторая станция с организацией совмещённой пересадки должна была быть построена вместе с Серпуховским радиусом.

Во второй половине 1958 г. начались подготовительные работы на Калужском радиусе. Пусковой участок от пересадочной станции на Кольцевую линию включал в себя 6 станций со следующими проектными названиями (в скобках даны названия при пуске радиуса в эксплуатацию): «Калужская» («Октябрьская»), «Шаболовская», «Калужская застава» («Ленинский проспект»), «Черёмушки» («Академическая»), «Ломоносовская» («Профсоюзная») и «Проезд № 1683» («Новые Черёмушки»). От строительства ст. «Академическая» на ул. Вавилова отказались.

30 апреля 1959 г. был открыт отдельно стоящий наземный вестибюль ст. «Ботанический сад». 12 декабря 1959 г. ст. «ВСХВ» переименована в «ВДНХ» («Выставка достижений народного хозяйства»).

6 июня 1961 г. решением исполкома Моссовета станциям строящегося Калужского радиуса были присвоены ныне действующие названия.

13 октября 1962 г. Калужский радиус со станциями «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Академическая», «Профсоюзная» и «Новые Черёмушки» вступил в строй. Образована 7-я линия — Калужская, обозначаемая на схемах оранжевым цветом. Вместе с линией открыто электродепо ТЧ-5 «Калужское». «Октябрьская» стала первой пилонной станцией глубокого заложения из чугунных тюбингов с уменьшенным до 8,5 м диаметром станционных залов. На ней был открыт переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. Станция «Шаболовская» была сооружена в конструкциях без наклонного хода на перегоне «Октябрьская» — «Ленинский проспект» и не была пущена в эксплуатацию.

фото
1960 г.: строительство ст. «Ломоносовская» («Профсоюзная»).
Фото с сайта Мосметростроя.

15 апреля 1964 г. Калужская линия была продлена от ст. «Новые Черёмушки» до наземной ст. «Калужская». Станция «Калужская» представляла собой отдельностоящий крытый неф электродепо ТЧ-5 «Калужское», в котором была сооружена платформа и вестибюль. Поезда приходили на оба тупиковых пути через перекрёстный съезд перед станцией.

В 1965 г. на перегоне «Октябрьская» — «Новокузнецкая» начались работы по строительству центрального соединительного участка между Рижским и Калужским радиусами. От совмещённой пересадочной ст. «Полянка» отказались.

26 октября 1966 г. станции «Ботанический сад» Рижской и Кольцевой линий были переименованы в «Проспект Мира», в свою очередь станции «Мир» было возвращено предпусковое название «Щербаковская».

3 января 1971 г. Калужская линия была продлена в центр от «Октябрьской» на две станции: «Новокузнецкая» и «Площадь Ногина». На ст. «Новокузнецкая» открыта пересадка на одноимённую станцию Горьковско-Замоскворецкой линии. «Площадь Ногина» является двухзальной станцией с организацией совмещённой пересадки между Ждановской и Калужской линиями, при этом для обеих линий она стала конечной.

31 декабря 1971 г. вступил в строй участок от ст. «Площадь Ногина» до ст. «Проспект Мира», соединивший два отдельных радиуса в единую Калужско-Рижскую линию. Были открыты две станции: «Тургеневская» с пересадкой на ст. «Кировская» Кировско-Фрунзенской линии и «Колхозная». На линии работали 6-вагонные составы электродепо ТЧ-5 «Калужское». Поезда стали следовать от ст. «ВДНХ» до ст. «Калужская» (наземная). При этом официальное открытие участка отмечалось 5 января 1972 г.

11 августа 1974 г. стало последним днём работы наземной ст. «Калужская», при этом часть составов высаживала пассажиров на ст. «Новые Черёмушки» и уходила на пусковой участок для оборота по новой конечной. 12 августа 1974 г. был открыт участок от ст. «Новые Черёмушки» до ст. «Беляево» с промежуточной подземной ст. «Калужская», заменившей собой наземную.

29 сентября 1978 г. ст. «ВДНХ», бывшая конечной 20 лет, перестала быть таковой: был пущен участок на север от ст. «ВДНХ» с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». Эксплуатационная длина линии достигла 31,3 км. Ст. «Медведково» стала самой северной станцией Московского метро. На перегоне «Свиблово» — «Бабушкинская» был оставлен задел под планировавшееся ответвление до ст. «Лосиноостровская». 30 сентября 1978 г. был подписан акт приёмки оборотного электродепо «Свиблово».

5 ноября 1980 г. на действующем перегоне «Октябрьская» — «Ленинский проспект» была открыта ст. «Шаболовская». 11 апреля 1983 г. ст. «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии была переименована в «Третьяковскую».

11 января 1986 г. движение поездов по II пути (на юг) на ст. «Третьяковская» было перенесено в открытый новый (северный) зал, параллельный существовавшему. В новом зале работала только одна платформа, оба наклонных хода (на выход и на пересадку) были закрыты. 25 января 1986 г. с пуском участка Калининской линии «Марксистская» — «Третьяковская» новый зал станции заработал в полную силу, обеспечивая совмещённую (кросс-платформенную) пересадку между двумя линиями. Открытие нового зала создало первый трёхстанционный пересадочный узел на линии: «Новокузнецкая» — «Третьяковская» — «Третьяковская».

16 марта 1987 г. из депо «Калужское» на линию были выданы 8-вагонные составы, таким образом была достигнута максимальная длина состава для линии. На линию поступили новые составы из вагонов серии 81-717/714 («номерных»), которые постепенно стали заменять составы из вагонов типа Е, Еж и Ем.

6 ноября 1987 г. открыт участок от ст. «Беляево» до ст. «Тёплый стан» с промежуточной ст. «Коньково». Перед ст. «Тёплый стан» работало два разнонаправленных съезда, и поезда прибывали на оба станционных пути. Часть составов продолжала следовать до ст. «Беляево».

1 февраля 1989 г. ТЧ-10 «Свиблово» стало самостоятельным электродепо.

17 января 1990 г. состоялось последнее на настоящий момент продление линии: от ст. «Тёплый стан» до ст. «Битцевский парк» с промежуточной ст. «Ясенево». Эксплуатационная длина линии достигла 37,9 км.

5 ноября 1990 г. в рамках масштабного переименования сразу три станции линии поменяли свои названия: «Площадь Ногина» стала называться «Китай-город», «Колхозная» — «Сухаревской», а «Щербаковская» вернула себе самое первое проектное название: «Алексеевская».

25 августа 1997 г. открылся южный вестибюль и наклонный ход ст. «ВДНХ».

С открытием 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар» Люблинской линии на ст. «Тургеневская» был открыт аванзал с переходом на новую станцию. На линии появился ещё один трёхстанционный пересадочный узел: «Чистые пруды» — «Тургеневская» — «Сретенский бульвар».

3 июня 2008 г. ст. «Битцевский парк» получила новое название — «Новоясеневская», высвободив старое для проектировавшейся станции Бутовской линии. С открытием участка Бутовской линии 27 февраля 2014 г. ст. «Новоясеневская» получила пересадку на новую ст. «Битцевский парк» через построенный заново восточный вестибюль.

31 мая 2011 г. открылся новый подземный вестибюль под Тургеневской площадью с наклонным ходом в аванзал ст. «Тургеневская».

С конца 2017 г. на линии началось постепенное обновление подвижного состава. С 1996 г. на ней работали только вагоны серии 81-717/714 («номерные») различных модификаций. 7 декабря 2017 г. на линию из депо «Свиблово» вышел первый состав из вагонов 81-760/761 «Ока», а 14 мая 2018 г. то же депо выпустило первый состав из вагонов 81-765/766/767 «Москва». Таким образом, Калужско-Рижская стала второй линией Московского метро, получившей новейшие вагоны.

В настоящий момент остаются планы по продлению линии от ст. «Медведково» за МКАД, либо на одну ст. «Челобитьево», либо на две: до ст. «Мытищи», однако, данное строительство не находится в числе приоритетных, и все проектные работы по нему в 2012 г. были приостановлены.

Последнее обновление в мае 2018 г.