Третий пересадочный контур пустят по кольцу, а не по хордам
На третьем пересадочном контуре метро будет кольцевое, а не хордовое движение поездов, сообщил M24.ru заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Ранее в столице рассматривали вариант построить ТПК на пересечении четырёх хорд, чтобы пассажиры смогли добираться из одного конца города в другой без пересадок на кольце. Хордовое беспересадочное движение всё-таки планируется запустить от «Некрасовки» до «Делового центра» через северный участок ТПК. Однако, когда построят южную часть, поезда будут ходить по кольцу, и тем, кто едет от начала и до конца бывшей хорды, придётся делать пересадку на ТПК. По словам источника в стройкомплексе, кольцевое движение выбрано потому, что оно дешевле хордового.
«Движение по третьему пересадочному контуру будет кольцевым. Но, поскольку это большой проект, рассчитанный до 2018–2019 года, то сначала его запустят как хорду. Мы, возможно, построим линию от „Некрасовки“ до „Делового центра“ в виде хорды. Она пройдёт от „Некрасовки“ через „Авиамоторную“, „Нижегородскую“ и далее по ТПК до „Делового центра“. Когда мы закончим западный и южный участок Третьего пересадочного контура, движение будет кольцевым», – сказал Хуснуллин.
Напомним, в 2012 году «Метрогипротранс» предложил организовать не кольцевое, а хордовое движение по ТПК. Напомним, что хорда соединяет разные концы Москвы, не проходя через центр. Предлагалось, что при хордовом движении поезд едет по одной радиальной линии, выезжает на ТПК и съезжает на другую радиальную. Плюс хорды для пассажиров в том, что от её начала до конца можно ехать без пересадок. Предполагалось, что беспересадочное движение будет организовано по четырём таким длинным линиям: от Молжаниновки через Химки до Некрасовки, из Южного Бутова до Мытищ, из Трёхгорки в Видное, из Коммунарки на восток Подмосковья. Для этого нужно было «научить» поезда перестраиваться с одной линии на другую. Власти хотели строить для них специальные камеры съездов. Съезжать с хорды и начинать движение по третьему пересадочному контуру поезда могли бы на станциях «Марьина Роща», «Нагатинский Затон», «Нижегородская» и «Аминьевское шоссе».
Как отметил источник, близкий к стройкомплексу столицы, решение было принято в пользу кольцевого движения, поскольку организация хордового слишком затратна, как с финансовой, так и с организационной точки зрения. «В узловых точках на пересечении хорд, где поезда переходят с одной линии на другую, потребовалось бы строить гигантскую четырёхпутную станцию с многоуровневыми пересадками, поэтому от этой идеи пришлось отказаться», – заявил он. Таких станций пришлось бы возвести четыре, однако, по словам источника, поскольку все станции строятся методом мелкого заложения, то трудно найти даже места под их котлованы. Так, например, в районе узла на станции «Марьина роща» строительство было бы невозможным без сноса прилегающих жилых зданий.
Эксперт организации «Город и транспорт», автор сайта Rosmetrostroy.ru Андрей Суриков отметил, что строительство третьего пересадочного контура упростится благодаря кольцевому движению, поскольку отпадёт необходимость строить четыре станции, где поезда «перестраиваются» с одной линии на другую. «Места расположения этих четырёхпутных станций переносили несколько раз, поскольку не могли найти под них подходящее место. Теперь если власти хотят организовать движения по хорде от «Некрасовки» до «Делового центра» остаётся сделать только одну такую станцию – «Нижегородскую». На ней будет две островные платформы, соединённые мостами, и четыре пути», – рассказал эксперт.
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарёв говорит, что эксплуатировать «кольцо» проще, чем хорды. «Если на каком-то из радиальных ответвлений хорд собьётся движение, это приведёт к проблемам на всём ТПК, а для восстановления потребуется множество согласований», – пояснил Чекмарёв.
Кроме того, по его словам, нет смысла запускать несколько хорд с одной окраины на другую. Большинство москвичей едет в центр, и пассажиры все равно стали бы пересаживаться с ТПК на радиальные линии, заключил эксперт.
Отметим, что первый участок ТПК построят на северо-западе столицы – от станции «Хорошёвская» до «Нижней Масловки». Он откроется в конце 2015 года. Затем будут проложены линии от «Хорошёвской» до «Делового центра» и «Кунцевской». После этого планируется построить «северный» участок ТПК от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной». Он станет самым длинным в составе «второго кольца» метро – 10 км. Затем линию продлят до станции «Каширская». Завершат строительство Третьего пересадочного контура южный и западный участки от «Каховской» до «Кунцевской». Общая протяжённость «второго кольца» метро составит 58,8 км. Это будет самая длинная линия подземки. Она будет включать в себя 28 станций.
Всего на развитие метро до 2020 года потратят 1 трлн рублей. Эти деньги уйдут на строительство 150 км линий и 70 станций метрополитена. Строительство участков ТПК от «Делового центра» до «Нижней Масловки» длиной в 12 км обойдётся в 82 млрд рублей. Полную стоимость строительства «второго кольца» столичные власти ещё не называли.
«Некрасовка» – конечная станция Кожуховской линии на юго-востоке Москвы. Её планируется открыть в 2016 году. Станции «Нижегородская» и «Авиамоторная» Кожуховской линии также станут частью ТПК.
11 сентября 2014 г.