Летопись метростроения в городах России
за 1961 г.
15.12.61 – МОСКВА
– СМУ-7 Метростроя начало установку секций цельносекционной обделки перегонных тоннелей с помощью щита открытого способа работ
на перегоне от ст. «Проезд № 3757» к ст. «Экспериментальный квартал» Фрунзенского радиуса.
21.10.61 – МОСКВА – Пущен в эксплуатацию частично наземный участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Измайловская» до новой ст. «Первомайская». Открыты 2 станции: «Измайловский парк» и «Первомайская». Станция «Первомайская» стала первой типовой колонной станцией мелкого заложения из сборного железобетона. Общее число станций достигло 60.
20.10.61 – МОСКВА – СМУ-3 Метростроя начало разработку грунта в котловане ст. «Щёлковская» Покровского радиуса.
13.10.61 – МОСКВА – Пущен в эксплуатацию наземный участок Арбатско-Филёвской линии от ст. «Фили» до ст. «Пионерская». Открыты 3 станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Впервые все открытые станции участка имеют абсолютно идентичную конструкцию и одинаковое оформление.
12.10.61 – МОСКВА – В рамках подготовки к вводу в строй новых станций и изменением маршрута следования поездов прекращена пассажирская эксплуатация участка Арбатско-Покровской линии от ст. «Измайловская» до наземной станции «Первомайская» в ТЧ-3 «Измайлово». Станция «Первомайская» стала первой окончательно закрытой станцией метро в СССР.
07.09.61 – МОСКВА – На пусковом участке Арбатско-Покровской линии «Измайловская» – «Измайловский парк» проведены испытания эстакады, по которой был проведён гружёный четырёхвагонный состав.
27.06.61 – МОСКВА – СМУ-1 Метростроя установило последний, 56-й прогон эстакады перегона «Измайловская» – «Измайловский парк» Покровского радиуса.
06.06.61 – МОСКВА – В соответствии с решением исполкома Моссовета № 30/37 присвоены названия строящимся станциям. Покровский радиус: «Измайловский парк» (рабочее название – «3-я Парковая»), «Первомайская» («11-я Парковая»), «Щёлковская»; Филёвский радиус: «Багратионовская» (рабочее название – «Орджоникидзе»), «Филёвский парк культуры и отдыха» («Пятое кольцо»), «Пионерская» («Мазилово»), «Кунцево»; Калужский радиус: «Октябрьская» («Калужская»), «Ленинский проспект» («Калужская застава»), «Академическая» («Черёмушки»), «Профсоюзная» («Ломоносовская»), «Новые Черёмушки» («Проезд № 1683»). Переименованы действующие станции Кольцевой линии: «Калужская» в «Октябрьскую», «Серпуховская» в «Добрынинскую».
25.05.61 – МОСКВА – СМУ-8 Метростроя (шахта № 704) завершило проходку правого тупикового тоннеля к северу от ст. «Калужская» Калужского радиуса.
29.04.61 – ЛЕНИНГРАД – Пущен в эксплуатацию Московский радиус второй – Московско-Петроградской линии Ленинградского метро от ст. «Технологический институт» до ст. «Парк Победы». Открыты 4 станции: «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы», общее число станций увеличилось до 15-ти. Задействована кросс-платформенная пересадка на ст. «Технологический институт». Станция «Парк Победы» стала первой в мире станцией закрытого типа, так называемым «горизонтальным лифтом», в котором отсутствуют платформы, а посадка в стоящий в тоннеле поезд осуществляется через станционные двери, открывающиеся синхронно с дверьми вагонов. На линии используются пятивагонные составы.
11.04.61 – ЛЕНИНГРАД – В рамках подготовки к пуску в эксплуатацию Московского радиуса открыта 11-я станция Ленинградского метро – «Технологический институт-II». Изменена схема движения поездов Кировско-Выборгской линии: поезда по I пути в сторону ст. «Площадь Ленина» стали прибывать на новую станцию. Впервые в истории советских метрополитенов поезда одной линии стали использовать разные станционные залы в целях организации кросс-платформенной пересадки. Открытая станция не имеет собственного выхода в город: проход на неё осуществляется через пересадочный коридор со ст. «Технологический институт-I».
06.04.61 – МОСКВА – СМУ-5 Метростроя начало возведение конструкций восточного вестибюля ст. «Орджоникидзе» Филёвского радиуса.
30.03.61 – МОСКВА – СМУ-6 Метростроя завершило проходку левого станционного тоннеля – последнего из трёх станционных тоннелей ст. «Шаболовская» Калужского радиуса.
21.10.61 – МОСКВА – Пущен в эксплуатацию частично наземный участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Измайловская» до новой ст. «Первомайская». Открыты 2 станции: «Измайловский парк» и «Первомайская». Станция «Первомайская» стала первой типовой колонной станцией мелкого заложения из сборного железобетона. Общее число станций достигло 60.
20.10.61 – МОСКВА – СМУ-3 Метростроя начало разработку грунта в котловане ст. «Щёлковская» Покровского радиуса.
13.10.61 – МОСКВА – Пущен в эксплуатацию наземный участок Арбатско-Филёвской линии от ст. «Фили» до ст. «Пионерская». Открыты 3 станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Впервые все открытые станции участка имеют абсолютно идентичную конструкцию и одинаковое оформление.
12.10.61 – МОСКВА – В рамках подготовки к вводу в строй новых станций и изменением маршрута следования поездов прекращена пассажирская эксплуатация участка Арбатско-Покровской линии от ст. «Измайловская» до наземной станции «Первомайская» в ТЧ-3 «Измайлово». Станция «Первомайская» стала первой окончательно закрытой станцией метро в СССР.
07.09.61 – МОСКВА – На пусковом участке Арбатско-Покровской линии «Измайловская» – «Измайловский парк» проведены испытания эстакады, по которой был проведён гружёный четырёхвагонный состав.
27.06.61 – МОСКВА – СМУ-1 Метростроя установило последний, 56-й прогон эстакады перегона «Измайловская» – «Измайловский парк» Покровского радиуса.
06.06.61 – МОСКВА – В соответствии с решением исполкома Моссовета № 30/37 присвоены названия строящимся станциям. Покровский радиус: «Измайловский парк» (рабочее название – «3-я Парковая»), «Первомайская» («11-я Парковая»), «Щёлковская»; Филёвский радиус: «Багратионовская» (рабочее название – «Орджоникидзе»), «Филёвский парк культуры и отдыха» («Пятое кольцо»), «Пионерская» («Мазилово»), «Кунцево»; Калужский радиус: «Октябрьская» («Калужская»), «Ленинский проспект» («Калужская застава»), «Академическая» («Черёмушки»), «Профсоюзная» («Ломоносовская»), «Новые Черёмушки» («Проезд № 1683»). Переименованы действующие станции Кольцевой линии: «Калужская» в «Октябрьскую», «Серпуховская» в «Добрынинскую».
25.05.61 – МОСКВА – СМУ-8 Метростроя (шахта № 704) завершило проходку правого тупикового тоннеля к северу от ст. «Калужская» Калужского радиуса.
29.04.61 – ЛЕНИНГРАД – Пущен в эксплуатацию Московский радиус второй – Московско-Петроградской линии Ленинградского метро от ст. «Технологический институт» до ст. «Парк Победы». Открыты 4 станции: «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы», общее число станций увеличилось до 15-ти. Задействована кросс-платформенная пересадка на ст. «Технологический институт». Станция «Парк Победы» стала первой в мире станцией закрытого типа, так называемым «горизонтальным лифтом», в котором отсутствуют платформы, а посадка в стоящий в тоннеле поезд осуществляется через станционные двери, открывающиеся синхронно с дверьми вагонов. На линии используются пятивагонные составы.
11.04.61 – ЛЕНИНГРАД – В рамках подготовки к пуску в эксплуатацию Московского радиуса открыта 11-я станция Ленинградского метро – «Технологический институт-II». Изменена схема движения поездов Кировско-Выборгской линии: поезда по I пути в сторону ст. «Площадь Ленина» стали прибывать на новую станцию. Впервые в истории советских метрополитенов поезда одной линии стали использовать разные станционные залы в целях организации кросс-платформенной пересадки. Открытая станция не имеет собственного выхода в город: проход на неё осуществляется через пересадочный коридор со ст. «Технологический институт-I».
06.04.61 – МОСКВА – СМУ-5 Метростроя начало возведение конструкций восточного вестибюля ст. «Орджоникидзе» Филёвского радиуса.
30.03.61 – МОСКВА – СМУ-6 Метростроя завершило проходку левого станционного тоннеля – последнего из трёх станционных тоннелей ст. «Шаболовская» Калужского радиуса.
![]() |
![]() |
![]() |
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939





2010









2000









1990









1980









1970









1960









1950









1940









1930








